К столетию Подводных Сил России

Историческая справка.

6 марта 1906 года (по старому стилю; 19 марта по новому СТИЛЮ) Императорским Указом в классификацию кораблей Российского Императорского флота был включен новый «разряд» — подводные лодки. По этому Указу перечислялись 20 кораблей, обладавших способностью погружаться под воду и действовать там своим главным оружием — само — движущейся миной (торпедой). Эта реорганизация явилась первоосновой образования российского подводного флота.Однако, история создания, строительства и дальнейшего развития подводных лодок российского флота началась гораздо ракьше и уходит в глубь веков. В российских исторических хрониках зафиксирована попытка постройки первой русской подводной лодки крепостным изобретателем — самоучкой Ефимом Никоновым еще в 1718 году.

В 1834 году построена первая в России цельнометаллическая подводная лодка (с «мускульным» движением) по проекту российского военного инженера К.А. Шильдера. За ней последовало строительство в 1866 году подводной лодки по проекту И.В. Александровского (с механическим двигателем), а в 1900 году изобретатель С.К. Држевецкий построил по своему проекту первую российскую подводную лодку на электродвижении.

Первые попытки боевого применения российских подводных лодок предприняты в Русско-японской войне 1904-1905 годов. Подводные лодки сформированного в декабре 1904 года во Владивостоке отряда (сначала — 7, а впоследствии — 13 единиц) несли дозорную службу в районах острова Русский и острова Аскольд, блокируя южную часть Татарского пролива и Амурский лиман. Эти действия подводных лодок предотвратили нападение японского флота на Владивосток.

 

К началу Первой Мировой войны 1914-1918 годов подводный флот имел в строю 16 подводных лодок:

12 Балтийский флот -4 Черноморский флот.

Накануне Октябрьской революции 1917 года — 52 подводные лодки:

41- в строю; — 7 — в постройке; -4- на хранении в порту.

Во время Гражданской войны в России 1918-1922 гг. подводный флот боевых потерь не имел, однако, по разным причинам утратил 32 подводные лодки, из них:

25 — уничтожено на месте   базирования и захвачено интервентами и белогвардейцами.

После Гражданской войны осталось 23 подводные лодки, из них:

-10- в строю: — 9 — Балтийский флот; — 1 — Черноморский флот; -7 — в резерве.

Правительством СССР было решено продолжить строительство подводных лодок.

5 марта 1927 года были заложены первые торпедные подводные лодки типа «Декабрист»,принятые в состав военно-морского флота 18 ноября 1930 года.

  • 1929 год — заложены на стапелях З подводные лодки;
  • 1930 — 10 подводных лодок; 1931 -7 подводных лодок;
  • 1932 -28 подводных лодок; 1933 -.31 подводная лодка;

За 1933-1937 годы вступили в строй 137 подводных лодок, в том числе:

— 13 больших, 72 средних и 52 малых.

Всего с 5 марта 1927 года до 22 июня 1941 года были заложены 297 подводных лодок, из которых вступили в строй -206.

К началу Великой отечественной войны военно-морской флот СССР имел 211 подводных лодок:

66 — Балтийский флот; 44 — Черноморский флот; 16 — Северный флот; -85 — Тихоокеанский флот.

В постройке находилась 91 подводная лодка:

— 89- боевых; -2 — опытовые.

В строю имелись 200 подводных лодок советской постройки, остальные 11 подводных лодок: — 10 — иностранных; — 1- дореволюционная.

Были построены подводные лодки 8 видов:

  • — крейсерские («К»);
  • — большие («Декабрист», «Ленинец», «Правда»);
  • — средние («Щука», «С»);
  • — малые («Малютка», «М»).

Они имели в качестве энергетических установок для надводного хода дизели, для подводного хода — электродвигатели, получавшие питание от аккумуляторных батарей. За годы Великой Отечественной войны (1941-1945) 54 подводные лодки были приняты от промышленности и 4 — от союзников по антифашистской коалиции. На 8 мая 1945 года подводный флот насчитывал 165 подводных лодок. (К началу Второй Мировой войны 1 сентября 1939 года СССР имел 161 подводную лодку).

После Второй Мировой войны были построены:

  • — до 1946 года -2 подводные лодки типа «Щука»;
  • — до 1949 года — 11 подводных лодок типа «С» и 8 малых подводных лодок ХV серии;
  • — в 1948-1953 годах — 43 малые подводные лодки;
  • — до конца 1958 года — 26 больших подводных лодок проекта 611, 215 средних — проекта 613, 30 малых
  • — проекта А615и 1 опытовая подводная лодка.

С 1959 года б подводных лодок проекта 613 переоборудовали в ракетоносцы.

16 сентября 1955 года был впервые в мире осуществлен запуск баллистической ракеты Р-11 с подводной лодки Б-67 проекта В-61 1 (с надводного положения). Командир – капитан 2 ранга Ф.И. Козлов.

В сентябре 1960 года был произведен первый подводный старт баллистической ракеты с дизельной подводной лодки проекта АВ-б 11.

24 сентября 1955 года в СССР заложили первые атомные торпедные подводные лодки. С 1955 года до 1994 года было построено 244 подводные лодки — более половины созданных в мире.

В декабре 1991 года СССР имел 485 подводных лодок. 4 ноября 1967 года вошел в строй первый ракетный подводный крейсер стратегического назначения (РПКСН) К-137.

В 1967 году СССР имел 2 РПКСН. В 1986 году -61 РПКСН.

К концу 80-х годов СССР имел:

  • — 76 подводных лодок с ядерными баллистическими ракетами (в том числе 62 РПКСН);
  • — 67 подводных лодок с противокорабельными ракетами (из них 50 — атомных подводных лодок);
  • — 218 ударных подводных лодок с торпедным вооружением (из них 73 — атомных подводных лодок).

2 ноября 1996 года был заложен тяжелый атомный подводный крейсер «Юрий Долгорукий» — 1001-я подводная лодка после Октябрьской революции.

Подводные лодки российского Военно-морского флота за свое 100-летие стремительно преодолели путь от своеобразного подкласса миноносцев к самостоятельному роду стратегических ракетно-ядерных сил государства.

Подобного в истории не происходило ни с одним из классов боевых кораблей.

Авторы: капитан 1 ранга Рыжиков Р.В., капитан 1 ранга Нестеров А. А., капитан З ранга Ласков А.Г.