Самолёт взлетает с грунта. Поиск и подъем самолета

Великая Отечественная война… Более пятидесяти лет назад отгрохотали последние бои. Война становилась Самолёт взлетает с грунта. Поиск и подъем самолетаисторией. И, чем больше проходило времени, тем исторический интерес к боевым действиям и событиям усиливался. Музеи и частные коллекции с удовольствием приобретают военные раритеты. К сожалению, большей частью за границей. Там покупают всё: от вилок-ложек со свастикой до танков и самолётов. И если поиски на местах боев на суше доступ всем, то поиски в водной среде — далеко не многим. Ещё большую сложность представляет подъём найденного артефакта. Но самую большую сложность представляет собой механизм реализации техники.

Официально продать извлечённый из воды танк или самолёт практически невозможно. Поэтому подавляющее большинство сделок проходит подпольно.

На этом государственная казна несёт коллосальные убытки. Хотя при легализации этих мероприятий все будут только в выигрыше. Будут совершенно официально компенсироваться затраты на поиск и подъём объектов. Много техники ждет своего часа для извлечения и реставрации. А взгляд государства — пусть лучше гниёт, чем будет продано. Бывали случаи, когдапредставители власти отбирали раритеты у поисковиков, что бы самим нелегально тут же их продать. Поэтому поиски и извлечение объектов ведутся в обстановке секретности. Сначала работа идёт с документами и

картами. Затем, если речь идёт о прибрежных боях, проводиться опрос местных жителей, кто что знает ох технике в речках и болотах. При особо интересных сведениях оговаривается вознаграждение. В этом нет ничего зазорного — любой труд должен быть оплачен. Затем к месту поиска выезжает группа. Там на катере начинается работа галсами с приборами. При каждой засечке на мониторе на цель спускается буек. Таких засечек на квадрат бывает порой не один десяток. Затем начинаются спуски. Один или два водолаза на грунте, ещё один на верху на страховке.

В большинстве случаев засечка показывает совершенно не интересные предметы: валуны, старые покрышки, какие-то невообразимые металлические конструкции. Но вот появилось и жемчужное зерно. Через мутную взвесь проступают контуры хвостового оперения самолёта. Когда дистанция остается около метра, уже различима черная свастика. Правая плоскость разломана на три части и находится в пятнадцати метрах от фюзеляжа. Это, скорее всего, произошло при ударе об лёд. Мотогондола едва видна под слоем песка. Лопасти винта загнуты внутрь. Фюзеляж разбит пополам. Лётчиков и парашютов в кабине не оказалось. Вероятно, они выбросились, когда самолёт начал падать. Какие-то мелкие детали торчат из песка. Всё это тщательно фотографируется и снимается на видеокамеру. Пока к месту падения самолёта доставляется понтон с краном, водолазы работают на грунте с мелкими фрагментами. С катера спускаются корзины и шланги мониторов. Обломки отмывали из песка и складывались в корзину. Любой небольшой предмет мог пролить свет на тайну самолёта. ЯК моменту подхода крана и баржи погода резко ухудшилась. Последовала команда спуски прекратить и уходить в укрытие. У находки поставили буй и начали сниматься с якоря. Пока шли за остров, шторм разыгрался уже серьезный.

Ветер не стихал полтора суток. Можно представить наше нетерпение, очень хотелось поскорее продолжить Самолет поднят в 2001 годуоперацию. Наконец непогода улеглась. Хотя уже смеркалось, но мы тут же пошли в точку спуска. Едва рассвело, водолазы сразу пошли по воду. Благодаря бую, на точку вышли сразу. На грунт сразу были спущены стропы. Под фрагментами были прмыты тоннели и проложены деревянные прокладки. Это сделано для того что бы стропы не прорезали дюраль. Затем кран начал медленно обжимать плоскость. После этого стропа сверху для страховки были схвачены шкертом, что бы не соскользнули. И вот настал долгожданный момент. Как только крыло вышло из-под воды, его аккуратно откладывают на плашкоут. После зачистки оно покрывается специальным составом для лучшего сохранения. В течение двух дней были подняты и обработаны все обломки. После этого плашкоут был отбуксирован к незаметному причалу в дальней бухте. Там уже ждали закрытый трейлер и автокран. Перегрузка заняла не много времени. Всё остальное было уже делом техники. Таким образом, какая-то коллекция пополнилась ещё одним экспонатом, все участники операции получили. Вознаграждение за работу, а в природе уменьшился военный хлам на грунте. Так закончилась одна из многих операций по подъему старой военной техники.