Подробности происшествий с дайверами и фридайверами в 2011 году

03.02.2011, Россия, г. Самара.

Спасателям поступил сигнал о пропаже дайвера. 43-х летний Игорь Иванов вместе с тринадцатилетней Подробности происшествий с дайверами и фридайверами в 2011 году.дочкой отправились на реку Сок. Школу, в которой учится девочка закрыли на карантин и она решила поехать вместе с папой. Надев на себя снаряжение и прикрепившись страховочным тросом, смельчак погрузится в прорубь и стал собирать раков. Девочка осталась дожидаться отца и наблюдала за погружением сверху. Но в какой-то момент конец троса отвязался (возможно, веревка перетерлась о кромку льда). Сам мужчина не смог найти путь обратно под многометровой толщей льда. Выбраться из холодной воды довольно сложно, а видимость вечером под водой на глубине не более 3-4 метров плохая. Испуганная девочка, увидев, что отец не возвращается, побежала к милиционерам, которые дежурят на посту возле реки Сок. Девочка в шоке объяснила гаишникам, что произошло. Милиционеры медлить не стали и вызвали спасателей. Спасатели поисково-спасательного подразделения «Красная Глинка» провели обследование места происшествия. Дайвера нашли на следующий день. Игорь Иванов нигде не работал, а летом и зимой занимался рыбалкой и ловлей раков.

 

27.02.2011, Австралия.

На Юге Австралии погибла 29 летняя Агнес Милоука (Agnes Milowka)  опытный дайвер. Она обследовала иАгнес Милоука картографировала большую не очень глубокую (до 20 метров) пещеру со множеством ответвлений и ходов. В эту пещеру она ныряла много раз, Агнес прокладывала ходовик в очень узком ходу, что заставило ее отстегнуть один баллон. В конце концов узость стала настолько тесной, что она оставила этот баллон и продолжила движение с одним баллоном. На обратном пути вследствие замутнения прохождение узости отняло больше времени чем по пути внутрь. Она застряла и освобождение потребовало много времени, а второй баллон был недоступен. Воздуха не хватило дойти до оставленного баллона.

Спасатели обнаружили ее застрявшей в узости без воздуха в баллоне.

Агнес Милоука была известна в ныряющих кругах в Австралии и во всем мире, как дублер героини 3D фильма Санктум Джеймса Кеймрона.

 

24.04.2011, Мурмансая обл. пос. Териберка.

Четверо жителей Полярных Зорь приехали на берег Баренцева моря с целью заняться подводной охотой. У двоих были акваланги, остальные решили нырять просто с трубками. Первыми, примерно в 11 утра воскресенья, ушли на глубину ныряльщики и один из дайверов. Первый аквалангист всплыл через 40 минут, следом появились пловцы с трубками. Решив, что второй водолаз еще на глубине, друзья не стали беспокоиться. Воздуха в баллонах погибшего было на час. Спустя несколько минут в 3-х метрах от берега, жители Полярных Зорь увидели аварийный буй, который крепится к костюму аквалангиста. Когда стали его вытаскивать — обнаружили тело уже без признаков жизни. По предварительной версии следственного управления — смерть дайвера произошла из-за нехватки у последнего опыта погружений.
Старший помощник руководителя СУ СКР по Мурманской области Вадим Зинатулин рассказал: «Проведенной проверкой установлено, что причиной смерти является утопление. Следователи во время отработки материала изъяли акваланг, который сейчас исследуется. Во время проведения процессуальной проверки было установлено, что эти 4 человека, которые выехали на Териберский берег, в официальных клубах нигде не состоят, удостоверений дайверов не имеют».

Источник: murman.rfn.ru/rnews.html?id=871083

 

29.05.2011, Москва.

Во время тренировки в Большой Строгинской пойме погибла Нина Иванова, 26-лет. Она отрабатывала Нина Ивановадлительное нахождение в воде в неблагоприятных условиях. Условия погружения: видимость полметра, темно, температура воды около 5°С. Маршрут погружения — стационарная трасса длиной 1200 м, через 150 м от берега трасса проходит под дебаркадером, затем, делая петлю, возвращается к исходной точке. Трасса выполнена из ходовика 2 мм, закрепленного на воткнутых в грунт палках. При нагрузке около 5кг палка вырывается из грунта. Средняя глубина вдоль трассы 7 м, есть несколько ям глубиной 12 м. Неделю назад Нина прошла эту трассу в сокращенном варианте (800м) за 40 мин. Конфигурация: две независимые системы, баллоны — за спиной, грузового пояса нет, вместо него — тяжелая заспинная пластина. Два баллона (7л каждый) в начале погружения имели давление 180 и 170 бар. Легочники крепились на резиновый жгут на шее, левый — стационарно, правый — на карабине. Манометры на D-рингах на поясе слева и справа. Фонари на левой и правой кисти. Компенсатор подсоединен к левому баллону, костюм — к правому. Планированное время погружения — 50 мин, запас воздуха на 100 мин. Прекращение погружения — если остаточное давление 50 бар в каждом баллоне. Рабочую проверку Нина сделала и расписалась в журнале погружений. Ушла под воду в 12:55. В 13:55 выпускающий заметил, что Нины давно нет и пузырей не видно. Организовали поиски. Первым делом осмотрели дно и потолок под дебаркадером. Потом прошли по трассе около 300м. Все это заняло около полутора часов. Вызвали милицию и сообщили в МЧС. Водолаз МЧС сделал 3 погружения по 30 минут каждое. Безуспешно. На следующее утро водолаз МЧС прошел по трассе дальше и примерно через 900м обнаружил тело, поднял его на поверхность. Катер отбуксировал тело к берегу. Позже водолаз рассказал, что обнаружив тело, попытался надуть компенсатор – воздуха в баллоне не было. (Как выяснилось позднее, во втором баллоне оставалось 70 бар.) Попытался поднять на своем гидрокостюме — не получилось. Посмотрев внимательно, он увидел, что на какой-то карабин намотался ходовик. Какой точно он не знал: то ли инфлятора, то ли легочника. Более вероятно, что это был карабин легочника. Т.е. на легочник был намотан ходовик. Спасатель обрезал ходовик и тогда поднял тело. Причина смерти — утопление.

 

12.06.2011, Ленинградская обл. бухта Окуневая.Андрей Алмамедов

При погружении в бухте Окуневой на затонувший корабль, утонул дайвер из Санкт-Петербурга Андрей Алмамедов, 33-х лет.

Группа погружалась на затонувший корабль, эсминец «Верулам». Через некоторое время всплыл дайвер и сказал «чего-то мне нехорошо, я погружаться не буду». На что ему сразу начали орать с лодки «Поддуй компенсатор и возьми в зубы регулятор»! Андрей вроде как начал поддуваться, но ушел под воду. Второй раз он уже показался без маски и регулятора. Почти сразу опять ушел под воду. Догрести до него не успели. В это время всплыл старший группы и сказал, что на глубине 5 метров от них отбился человек. Его навели на место, где продолжали подниматься пузыри. Тот нырнул, нашел погибшего без маски и регулятора, лежащим на глубине в 20м, на грунте.
После подъема тела проводились реанимационные мероприятия в соответствии со стандартами. Результатов, к сожалению, это не принесло.
После доставки погибшего на берег были вызваны скорая и милиция. Погибший имел порядка 50 погружений но, большинство из них в теплых странах. Снаряжение у человека было в норме. Все проверили — все работает. Глубина на которой произошло ЧП примерно 4-6 метров. Вскрытие показало — истинное утопление.

 

 

12.06.2011, Латвия, Вайнедский р-н.

Трое литовских дайверов: Линас Якштас (Linas Jakštas), Айдас Житиневичюс (Aidas Žitinevičius) Айдас Житиневичюси Витис Вилкас (Vytis Vilkas)спускался в затопленные ракетные шахты на бывшей армейской базе в Вайнеде. Возможно, они искал в ракетных шахтах ценные металлы. Первое погружение Витиса и Айдаса прошло успешно, второе, во время которого ныряли Линас и Айдас, окончилось несчастьем. Во время погружения утонул подводник Айдас Житиневичюс, 1970 г.р. Бывший военный объект — шахты межконтинентальных атомных ракет и бункер с командными пунктами — возведен посреди лесного массива, в стороне от населенных пунктов и дорог в Эмбутской волости. Сейчас территория, на которой расположена бывшая ракетная база, принадлежит предприятию Latvijas Valsts meži (Латвийский государственный лесхоз). Несмотря на то, что это потенциально опасный объект, доступ к нему не ограничен.

 

 

22.08.2011. Финляндия, Балтийское море.

При выполнении погружения на эсминец «Гордый» на Балтике утонул  Дмитрий Александров.Дмитрий Александров

Анализ происшествия 22 августа 2011г.

22 августа 2011г. при погружении на эсминец «Гордый» в Финском заливе Балтийского моря погиб Дмитрий Александров (Inspiration/Evolution CCR DP TDI, Inspiration/Evolution CCR MOD1 PSA, CMAS 3*, AdvTmx TDI, FullCave TDI, AdvWreck TDI, Apprentice Cave NSS/CDS, Cave Sidemount NSS/CDS).


Начальные условия:
• температура воды: поверхность — 18, 0-20 метров — 12-15, 20-55 метров — 4.
• От поверхности до 22-х метров сильное течение, на горизонте 21-22м — термоклин.
• видимость около 2м.


Конфигурация снаряжения
• CCR Evolution Plus • Он-боард газы:
• дилюэнт тмх 14\48 150бар х2л, кислород 150барх2л.
• Бейл-аут: тмх 20/36 12 л, EAN50 11 л, Oxygen 5,4л.
• Баллон поддува сухого костюма 180бар х 1л, воздух.
• На регуляторах бэйлаута запасные шланги поддува, поддув крыла от баллона с дилюэнтом.
• Размещение стейджей двустороннее, тримикс слева, найтрокс и кислород справа.
Сухой костюм, cухие перчатки, буйки 2 шт, ветноутс, основной свет, бэкапный фонарь – 2шт, компьютер ВР3, запасная маска.


Обстоятельства происшествия
Обстоятельства изложены вторым участником погружения — Михаилом Ивановым:
«Предварительный план был нырнуть и просто осмотреть эсминец. На подлодках была плохая видимость, а на «Гордом» обычно всегда было метров 7-10 прозрак в конце лета. Дима хотел наконец-то нырнуть в Балтике в нормальный прозрак и посмотреть на эсминец на ровном киле. По донке решили, что 45-50 минут максимум, бейлауты были взяты из расчета, чтобы хватило в любых вариантах при донке до часа. Договорились, что ныряем без особого фанатизма и жестких рамок, ибо глобальных задач на этот дайв не было, Дима сказал, что если он замерзнет или будет плохой прозрак, он уйдет раньше.
В лодке кроме нас никого не было. Я показал Диме, как заводится мотор и как работает навигатор, на случай, если меня оторвет от веревки или я погибну. Но в принципе сказал, что если что, звони спасателям и загорай, через пол часа над тобой будет вертолет, остальное их проблема. Перед выходом в море, я позвонил другу и сказал, куда мы собираемся и что часов через 5 вернемся. Если бы я ему не перезвонил, он бы вызвал спасателей. Это стандартные процедуры, когда мы ныряем на РИБе без сопровождения. Лодка ставится на якорь на объект, вывешивается «Альфа», оставляется гореть кормовой огонь.
Нырнули, средняя глубина около 50-52м. Прозрак внизу был никакой, 2-3 метра на палубе и до 5м на надстройках, такого я там никогда не видел, все расстроились, но делать нечего, поплыли вдоль палубы от носа к корме. Где-то через полчаса на дне, когда мы как раз дошли до кормы, Дима сказал, что у него протекает перчатка и он хочет начать всплывать, я сопроводил его до того места, от которого легко дойти до спускового конца (метров 20-30 по борту), он сказал мне «ОК» и «я пошел», я сказал, что буду на дне еще минут 10-15 и тоже пойду наверх, и поплыл за ним в сторону спускового конца, но спокойно, рассматривая детали и плавая от борта до борта. Через 15 минут я тоже оказался на спусковом конце и начал всплытие, у меня донки было минут 52, у Димы должно было быть около 35 минут, общее время дайва у меня было 130 минут, у него должно было быть минут 90. На деке была очень плохая видимость, пара-тройка метров, очень сильное течение с 25м и выше. Поэтому я не удивился тому, что не увидел Диму на спусковом конце, предположил, что он просто выше меня, а когда я дошел до 6м, его дека должна была уже закончится. Беспокоиться я начал, когда всплыл и не обнаружил никого в лодке. Тут же начал смотреть вокруг в поисках Диминого буя. У Димы были с собой 2 «сосиски» и как минимум одна шпулька на 60м. Буя нигде не было видно, я позвонил спасателям, через 15 минут уже рядом со мной стоял их RIB, еще через 10 минут над головой пролетели самолет и вертолет береговой охраны и стали подтягиваться патрульные катера, Прибыли водолазы, но узнав, что рэк на 60м, нырять отказались, по причине отсутствия тримикса. Я, объяснив спасателям ситуацию и сделав поверхностный интервал час, нырнул снова на остатках ресурса ребра, с целью осмотреть корабль в районе спускового конца, на предмет, вдруг Дима запутался в сетях или зацепился за что-то и находится еще на рэке. По кислороду у него был запас на несколько часов, по ресурсу скруббера примерно на час-другой, то есть спасти можно было легко. На палубе рэка я его не нашел, осмотрел дно рядом с бортом, на случай, если он потерял сознание и свалился с палубы, на дне его тоже не было. Стало ясно, что Диму унесло в море, и я даже успокоился, ибо Залив лужа маленькая, найдут в течении часа. Проведя на дне около 25минут начал всплывать. Когда ран-тайм моего второго дайва был около 60 минут, ко мне спустился сверху водолаз (перед дайвом я договорился со спасателями, что буду под водой час), у него в руках был слейт с надписью «твоего друга нашли на поверхности», водолаз спросил, все ли ОК, я сказал, что да, и что пробуду под водой еще минут 20. На поверхности ждали спасатели и сказали, что Диму нашли самолетом в 2км западнее лодки, о его состоянии мне ничего не сказали. Я был уверен, что Дима жив. Только когда мы дошли до погранзаставы, мне сообщили, что Диму нашли уже мертвым, минут через 5-10 после того, как я нырнул во второй раз. С вертолета к нему сбросили ныряльщика, который начал реанимацию, попытки поднять Диму в вертолет не удались, ибо на нем была вся снаряга. Но этого и не понадобилось, через несколько минут подошел патрульный катер и поднял тело на борт, попытки реанимации не привели к результатам, и после осмотра врач констатировал смерть от утопления.
Дима был на ребре Evolution+, аппарат был проверен перед дайвом, все работало, новый порошок. Ребро в конфигурации без второй ступени на шее. Это был первый дайв этого дня, перед дайвом Дима спал около 7 часов, утром поели, собрались и пошли в море. На море было легкое волнение, почти штиль, было сильное течение на запад.
Вот факты, которые известны на сегодня из полицейского расследования:
Процесс подъема тела, а также его состояние тогда, заснято на камеру. Всю снарягу так же засняли на камеру перед отправкой на склад вещдоков. Полиция осмотрела сухарь, он был в норме, поддева была сухая, одна из перчаток (по-моему, левая) была влажной. В карманах было все аварийное оборудование, карманы закрыты. Нашли его плавающим на спине, с характерными признаками утопления (пена изо рта). На основании вскрытия и анализа других косвенных признаков, он почти точно погиб под водой, и кессонил потом, плавая мертвым час на поверхности.»


Осмотр снаряжения и экспертиза ребризера показали следующее:
Начало подъема на 33-й минуте погружения. Движение до 20-ти метров четко по графику.
С 20-ти метров вылет на поверхность со скоростью 45-55м/мин ( 5м за 10 сек., следующие 10м за 10 сек.). Нарушенные декообязательства — 35 минут.
Кислородные датчики ребризера рабочие. В контуре РРО2 в норме, за исключением короткого пика в конце дайва до 1.8.
Остаток по газам: кислород — 100бар, дилюэнт — 5 бар.
Контур закрыт, внутри воды нет.
Донный стейдж и найтрокс — открыты, кислородный стейдж- закрыт.
Все легочники и шланги поддува на месте, под резинками. Все баллоны бэйлаута полные.
В нижней части крыла небольшая дырка. По характеру повреждения вероятнее всего она появилась при подъеме тела в лодку.


Анализ лог-файла ребризера.

При включении аппарат работал штатно. Судя по показаниям темпстика, поглотитель новый, батарейки свежие.
Время погружения 02.10, глубина 26м — переключение с нижнего сетпоинта 0.7 на верхний 1.3
Время погружения 33 минуты — начало всплытия, декомпрессионные обязательства на этот момент 40 минут. Средняя скорость всплытия около 4 м/мин.
Время погружения 42:10 – 42:40 — подъем вплотную к декопотолку, снижение скорости всплытия. РРО2 поднято в ручном режиме до 1.5
Время погружения 42:40 — 43:00 — подъем со скоростью 10м/мин.
На подъеме выдох из контура в воду. Попытка вдохнуть из пустого контура и резкое падение РРО2 до 1.13, связанное с созданным разряжением в контуре в момент вдоха. Остановка всплытия и тут же кратковременное срабатывание сигнализации Fast Ascent из-за резкого взмаха рукой вверх при закрывании клапанной коробки.
Сразу за этим кратковременный скачок РРО2 до 1,8 из-за срабатывания соленоида и локального повышения концентрации кислорода в зоне датчиков при остановке движения газа в контуре.
Т.к. проблема случилась на этапе достаточно активного подъема, очень вероятно, что Дмитрий еще не успел стабилизировать свою плавучесть. И в момент отрыва от каната он пытался не только вернуться на него, но и на ластах удержаться на горизонте, когда его несло наверх. На профиле хорошо видно характерное начало увеличения вертикальной скорости в момент переключения.
Время от момента выключения из контура до вылета на поверхность 1 мин 20 сек.
Предположительный вариант развития событий:
Погружение проходило штатно, оборудование работало исправно, за исключением небольшой протечки левой перчатки. Во время подъема на глубине 20 м у Дмитрия закончился газ в дилюэнтном баллоне.
Раньше с ним такое уже случалось. После погружений на ОЦ у Димы осталась привычка иногда выдыхать через нос. При погружениях с ребризером это приводит к повышенному расходу дилюэнта.
Вероятнее всего, после очередного выдоха в воду, Дмитрий не смог вдохнуть из контура.
В подобной ситуации, при переходе с ЗЦ на бэйлаут, требуется закрыть клапанную коробку, чтобы исключить затекание контура. Как правило, делается это двумя руками.
В этот момент Дмитрий не был пристегнут к спусковому концу. Произошло это на участке с сильным течением и ограниченной видимостью.
Если в подобной ситуации выпустить спусковой конец из рук даже на короткое время, очень велика вероятность быть унесенным течением. С учетом силы течения, длительности декомпрессии, отсутствия обеспечения с поверхности и близости судового хода, это создавало вполне серьезные проблемы.
Скорее всего момент окончания дилюэнта был для Дмитрия совершенно неожиданным и произошел на выдохе. Перекрывая контур, Дмитрий отпустил трос и его понесло. Не обеспечив себя газом из бэйлаута, в первую очередь, он попытался немедленно на ластах вернуться на спусковой конец, одновременно контролируя плавучесть, чтобы не нарушать декомпрессионные обязательства. Без визуального ориентира на сильном течении это очень непростая задача. Видимо, протянув время и получив сильный позыв на вдох, в последний момент он предпринял отчаянную попытку аварийного всплытия на ластах (судя по высокой начальной скорости). На всплытии из-за высокой физической активности и длительного апноэ получил блэкаут и захлебнулся.
Ошибки и причины трагедии.
1. Планирование и контроль газа.
Зная о высоком расходе газа, было необходимо позаботиться о достаточном количестве он-боард дилюэнта и следить за манометром.
Погружения на ЗЦ позволяют существенно экономнее расходовать газ, но совершенно не исключают необходимость постоянного его контроля!
2. Явный недостаток опыта погружений в таких условиях.
Возможные варианты действий в подобной ситуации:
• в условиях сильного течения зафиксировать себя на спусковом конце джон-линем, линем шпульки/катушки, стейджем. В аварийной ситуации — не думать о триме и зацепиться ногой.
• при отказе основной системы дыхания в первую очередь необходимо обеспечить себя газом! Начатую процедуру переключения ЗЦ-ОЦ не прерывать и довести до конца. Только после этого решать проблемы с возвратом на ходовик, либо заканчивать декомпрессию в дрейфе.
• при проблеме с окончанием газа в баллоне дилюэнта и невозможностью вдоха из контура В ЭТОЙ СИТУАЦИИ можно было кратковременно подняться по тросу вверх на несколько метров, одновременно поддув контур кислородом. Это дало бы возможность нормально дышать, параметры газа оставались бы в безопасных пределах и было время спокойно подключить офф-боард газ, вернуться назад и продолжить декомпрессию.

3. Отсутствие рядом напарника. С очень большой вероятностью это спасло бы жизнь.
4. Отсутствие обеспечения на поверхности. С некоторой вероятностью это тоже могло спасти жизнь.
Возможно, зная, что наверху есть поддержка, Дмитрий более спокойно отнесся бы к перспективе сорваться со спускового конца и проходить декомпрессию в дрейфе на буйке.
Сложно утверждать, что при вылете быстрый подъем тела на лодку и немедленное проведение сердечно-легочной реанимации могли бы спасти Дмитрия. Но и отрицать вероятность этого тоже нельзя.15 октября 2011г. Андреев Сергей, TDI Adv. Trimix, IANTD cave; Апуков Владимир, PADI MSDT, DSAT Trimix Diver, NACD Full Cave, IART CCR Instructor; Важинский Алексей, PADI OWSI, SCR,CCR,DP instructor, NSS\CDS CCR Cave; Долотов Сергей, TDI ATxD, IANTD TxD, IANTD Cave; Дунаев Владимир, Instructor CMAS **; Пельше Ольга, Trimix & Technical Wreck Instructor IANTD, CMAS, CCR diver IART & CMAS.
Источник: divforum.ru/zdalexandrov.doc

Читайте далее:
Клуб "Балтика"