Отечественные акваланги

При использовании снаряжения с открытой схемой дыхания, воздух подаётся, с помощью дыхательного
автомата, на вдох пловцу, а выдыхаемый воздух, через клапана выдоха, удаляется в окружающую среду (воду).

Снаряжение с открытой схемой дыхания может быть автономным Отечественные аквалангии неавтономным. В автономном снаряжении воздух на вдох подаётся из баллонов закреплённых за спиной пловца. В неавтономном, воздух по шлангу подаётся с поверхности.

Возможен и комбинированный вариант снаряжения. В обычной ситуации воздух с поверхности по шлангу подаётся через дистанционный блок или рессивер (в качестве которого используется один из баллонов аппарата), на вдох пловцу. В случае аварийной ситуации или прекращения подачи воздуха с поверхности, водолаз переключается на дыхание из акваланга.

 

Снаряжение с открытой схемой дыхания

В настоящее время в аппаратах с открытой схемой дыхания (с выдохом в воду) применяется две схемы редуцирования (снижение давления) воздуха высокого давления:

  1. одноступенчатое редуцирование.
  2. двухступенчатое редуцирование.

В первом случае высокое давление воздуха, находящегося в баллонах (рабочее давление), снижается до  давления окружающей среды за один этап, в лёгочном автомате.

Во втором случае высокое давление воздуха снижается до давления окружающей среды в два этапа. В редукторе происходит снижение до промежуточного (установочного) давления. Далее в лёгочном автомате установочное давление снижается до давления окружающей среды.

Отечественные акваланги

 

Отечественные акваланги

Основными частями любого акваланга являются баллоны, лёгочный автомат с редуктором, трубки вдоха и выдоха, комплект хомутов и ремней подвески.

Аппарат АВМ-1 (Подводник-1)

Аппарат предназначен для автономных спусков под воду на глубины до 40 метров.

Данный аппарат можно считать одним из первых серийно выпускавшимся  в СССР  автономным дыхательным аппаратом с открытой схемой дыхания и двухступенчатым редуцированием воздуха.

В конструкции акваланга (редуктора) использованы идеи заложенные в конструкции редукторов серии «MISTRAL» (Франция).

Аппарат имеет следующие технические данные:

  • водная ёмкость баллонов – 2 по 7 литров.
  • рабочее давление в баллонах – 150 ати.
  • запас воздуха в баллонах – (2 * 7 * 150) = 2100 л.
  • установочное давление редуктора – 5-7 ати.
  • давление срабатывания предохранительного клапана редуктора – 10-17 ати.
  • давление срабатывания указателя минимального давления в баллонах – 30 ати.Акваланг АВМ-1М
  • вес с полными баллонами – 21,5 кг.
  • сопротивление дыханию не более 50 мм.вод.ст (на поверхности).

Каждый баллон аппарата АВМ-1 имеет свой запорный вентиль (устанавливается вентиль КВМ-200). К запорным вентилям крепится трубопровод высокого давления. При открывании запорных вентилей воздух из баллонов по трубопроводам высокого давления поступает в редуктор. Трубопроводы к баллонам и к редуктору крепятся при помощи накидных гаек с уплотнениями.

Основной частью аппарата является редуктор с лёгочным автоматом. Устройство редуктора и лёгочного автомата описано в статье по аппарату АВМ-1м.

Для контроля запаса воздуха в баллонах используется выносной указатель минимального давления с манометром. Конструкция указателя описана в статье по аппарату АВМ-1М.

Отличие аппаратов АВМ-1 и АВМ-1м в расположении вентилей. АВМ-1 имеет по вентилю на каждом баллоне. АВМ-1М имеет один вентиль.

 

Аппарат АВМ-1М

Аппарат предназначен для автономных спусков под воду на глубины до 40 метров.

Технические характеристики.

  • Рабочее давление – 150 ати.
  • Установочное давление редуктора – 5-7 ати.
  • Давление срабатывания предохранительного клапана –  9-11 ати.
  • Давление резервного запаса воздуха – 30 ати.
  • Емкость баллонов – 2 по 7 литров.
  • Запас воздуха в баллонах 2 по 7 литров на 150 ати = 2100 литров.
  • Масса аппарата на воздухе с пустыми баллонами – 20,8 кг.
  • Масса аппарата на воздухе с полными (заправленными до рабочего давления 150 ати) баллонами – 23,5 кг.
  • Плавучесть в пресной воде:
  • с пустыми баллонами положительная — 0,6 кг.
  • с полными баллонами отрицательная — 2 кг.
  • Резьба зарядного штуцера: трубная ¼”

 

Описание аппарата

Аппарат АВМ-1м состоит из следующих основных частей (рис.1)

(1), (4) гофрированные трубки вдоха и выдоха.

(2) загубник.

(3) мунштучная коробка.

(5) оголовье.

(6) вентиль подачи воздуха.

(7) плечевые ремни.

(8) хомут крепления баллонов.

(9) ремень для соединения плечевых ремней.

(10) пенопластовая вставка.

(11) пряжки для крепления ремней.

(12) поясной ремень.

(13) пряжка поясного ремня.

(14) карабин крепления брасового ремня.

(15) брасовый ремень.

(16) баллоны.

(17) шланг манометра высокого давления.

(18) манометр высокого давления и указатель минимального давления.

(19) зарядный штуцер.

(20) редуктор и легочный автомат.

 

Аппарат АВМ-1м имеет два баллона по 7 литров, баллоны скреплены хомутами, в горловину каждого баллона на свинцовом глёте ввёрнут угловой штуцер с трубками высокого давления и накидными гайками. Запорный вентиль установлен на трубопроводе высокого давления, соединяющем баллоны аппарата, и крепится к нему накидными гайками. К запорному вентилю на специальную площадку крепится редуктор и легочный автомат. К штуцеру запорного вентиля присоединен шланг высокого давления, идущий к зарядному штуцеру и далее к указателю минимального давления с манометром.

Для увеличения плавучести аппарата между баллонами устанавливается пенопластовая вставка. В более поздних выпусках – пенопластовой вставки нет.

Для одевания аппарата на спину водолаза имеются ремни: плечевые, поясные, брасовый.

Схема акваланга АВМ-1М
Рисунок 1

 

Баллоны

Аппарат комплектуется цилиндрическими  баллонами ёмкостью 7 литров. Баллоны выполнены из легированной стали и рассчитаны на рабочее давление 150 кгс/см2.

Каждый баллон имеет клеймо, на котором указывается следующая информация:

  • товарный знак завода изготовителя.
  • месяц и год изготовления баллона.
  • год следующего гидравлического испытания (1 раз в 5 лет).
  • рабочее давление в ати.
  • проверочное давление в ати (1,25 от рабочего).
  • фактическая ёмкость баллонов в литрах.
  • номинальная ёмкость баллона в литрах.
  • масса баллона без вентиля.
  • номер баллона.
  • клеймо ОТК.

Устройство и работа запорного вентиля. (рис.2).

Рис. 2 Схема запорного вентиля.
Рис. 2 Схема запорного вентиля.

Принцип действия и основные детали всех запорных вентилей любых аппаратов – аналогичны. Различие может быть в конструктивном выполнении корпуса, маховика, материале и размерах деталей.

Вентиль состоит из корпуса (8), запорного клапана (3), шпинделя (5), пробки (9), сухаря (4), маховика (6),  маховик удерживается на шпинделе гайкой с пружиной.

Вентиль аппарата АВМ-1М имеет четыре штуцера (1). К верхнему, с помощью болта и двух второпластовых прокладок-колец (смотри рисунок 2), крепится редуктор и легочный автомат. К нижнему, присоединяется латунная трубка высокого давления, идущая к зарядному штуцеру и указателю минимального давления с манометром. К правому и левому штуцерам (на рисунке не показаны), крепятся накидными гайками трубки высокого давления от баллонов.

При вращении маховика (6) против часовой стрелки, вращение передаётся через  шпиндель (5) и сухарь (4) на клапан (3). Клапан (3)т вывертывается и открывает доступ воздуха  из баллонов к редуктору с легочным автоматом, и одновременно к зарядному штуцеру и указателю минимального давления. При вращении маховика по часовой стрелке клапан (3) садится на седло и доступ воздуха из баллонов прекращается.

 

Для установки редуктора и легочного автомата на корпусе вентиля предусмотрена площадка (видна на рисунке). В площадке имеются два отверстия, в которых нарезана резьба и ввернуты регулировочные винты. Винты регулируют установку редуктора относительно площадки.

Принцип действия и устройство легочного автомата и редуктора (рис.3)

Детали редуктора:

(17) переходник.

(16) сетчатый фильтр.

(18) клапан редуктора с фторопластовой вставкой.

(15) двухплечевой рычаг.

(14) мембрана редуктора.

(13) толкатель.

(12) пружина толкателя.

(11) регулировочная гайка.

(10) предохранительный клапан.

(9) регулировочная гайка и пружина предохранительного клапана.

 

Детали легочного автомата:

(1)   штуцер для присоединения гофрированного шланга выдоха.

(3)   крышка корпуса легочного автомата.

4) лепестковый клапан выдоха.

(6) мембрана легочного автомата с жестким центром.

2) нижний рычаг легочного автомата.

7) верхний рычаг легочного автомата.

(8) штуцер для присоединения гофрированного шланга вдоха.

(5)   гайка и шайба для крепления мембраны редуктора.

(22) регулировочный винт верхнего рычага.

(21) седло клапана легочного автомата.

(20) клапан легочного автомата с пружиной.

(19) регулировочная гайка.

 

При закрытом запорном вентиле под действием своей пружины, толкатель, двигаясь влево, давит на двухплечевой рычаг, рычаг поворачивается по часовой стрелке вокруг своей оси,  при этом  клапан редуктора находится в свободном состоянии. После открытия запорного вентиля (рис4-а) воздух открывает клапан и заполняет полость редуктора до тех пор,  пока мембрана редуктора, выгибаясь вверх,  не повернет двухплечевой рычаг вокруг своей оси,  против часовой стрелки (рис.4-б). Двухплечевой рычаг повернется, когда давление в полости редуктора сравняется с давлением регулировки пружины толкателя (установочное давление 5-7 ати). При этом двухплечевой рычаг своим верхним рычагом давит и закрывает клапан редуктора, а нижним рычагом перемещает толкатель вправо и сжимает пружину. Таким образом, в полости редуктора воздух находится под установочным давлением.

При вдохе (рис.4-в) во внутренней полости лёгочного автомата создаётся разрежение, мембрана автомата прогибается и давит на верхний рычаг. Верхний рычаг давит на нижний, а тот в свою очередь площадкой своего регулировочного винта давит на шток клапана легочного автомата. Клапан сжимает свою пружину и открывает доступ воздуха из полости редуктора в полость легочного автомата и далее к пловцу.

При окончании вдоха (рис.4-г), прогиб мембраны легочного автомата уменьшается, ослабевает давление на рычаги, и клапан автомата под действием своей пружины закрывается (садится на седло). Одновременно падает давление в полости редуктора, вступает в работу толкатель с пружиной, открывается клапан редуктора, и воздух из баллонов поступает в полость редуктора до достижения установочного давления.

В случае неисправности редуктора и повышении в нем давления выше установочного, вступает в работу предохранительный клапан. Пружина предохранительного клапана сжимается, клапан отходит от седла, и излишки воздуха вытравливаются в воду. Срабатывание предохранительного клапана служит сигналом о неисправности редуктора, водолаз должен немедленно приступить к подъёму на поверхность.

Для того чтобы сделать вдох, водолаз должен  создать определенное разрежение над мембраной легочного автомата (примерно 50 мм. водного столба). На величину разрежения (сопротивления дыханию) влияет и расположение легочного автомата.  При определении величины сопротивления при вдохе следует учитывать разницу между легочным автоматом и центром легких водолаза. Эта величина будет изменятся, в зависимости от положения водолаза. При вертикальном положении водолаза, когда центр легких и легочный автомат находятся почти на одном уровне, сопротивление возникающее из-за разности гидроститических давлений, незначительно. При горизонтальном положении (при плавании), легочный автомат находится выше центра легких, водолаз при вдохе преодолевает механическое сопротивление аппарата и сопротивление равное разности гидростатического давления на уровнях центра легких и расположения дыхательного автомата. При работе водолаза в положении на спине, вдох производится с незначительным сопротивлением. А при выдохе сопротивление возрастет, так как легочный автомат находится ниже центра легких.

Данная проблема отсутствует в аппаратах с разнесенными ступенями редуцирования (Украина-2, АВМ-5).

 

Рекомендация

Часто при эксплуатации АВМ-1м из-за халатности или невнимательности, легочный автомат деформируется и выходит из строя. В этом случае необходимо удалить остатки легочного автомата, как показано на рисунке 5. Изготовить переходник ввернуть его в редуктор. Место для переходника обозначено литерой «А». К переходнику присоединить легочный автомат от АВМ-5 или от аппарата Украина-2. Резьба в месте присоединения к редуктору должна иметь не менее 5 полных витков. Резьба снаружи подбирается в зависимости от имеющегося шланга легочного автомата.

Между изготовленным штуцером и шлангом легочного автомата можно установить тройник для шланга компенсатора или октопуса.

Данная конструкция использовалась автором в течение нескольких сезонов, и до сих пор используется многими пловцами, не имеющими возможность приобрести новое снаряжение.

Зарядный штуцер (рисунок 8).

Рис. 8 Зарядный штуцер.

При зарядке аппарата сжатым воздухом,  к зарядному штуцеру крепится зарядная трубка от компрессора (фильтра). Зарядный штуцер расположен и закреплен на верхнем хомуте левого баллона (смотри рис.1 поз.19), штуцер соединен латунной трубкой с запорным вентилем. К зарядному штуцеру снизу присоединен шланг высокого давления, идущий к указателю минимального давления.

В корпусе штуцера вставляется седло (4) в которое вставляется возвратный клапан (3) с пружиной (2). Снаружи на зарядный штуцер навернута заглушка (7) с прокладкой (8). Существуют модификации аппарата у которых зарядный штуцер не снабжен возвратным клапаном.

Для зарядки аппарата необходимо:

  1. При закрытом запорном вентиле, открутить заглушку (7). Предварительно необходимо убедится что бы манометр указателя минимального давления показывал «0»
  2. Прикрутить к зарядному штуцеру трубку подачи воздуха от компрессора
  3. Открыть запорный вентиль

Воздух из компрессора или транспортного баллона поступит в зарядный штуцер далее пройдёт через фильтр (5) зарядного штуцера, отожмёт возвратный клапан и через открытый запорный вентиль начнёт поступать в баллоны аппарата.

После прекращения подачи воздуха от компрессора, возвратный клапан под действием своей пружины (2) закроется.

Указатель минимального давления с манометром (рис.7).

Указатель минимального давления и соединенный с ним манометр служат для контроля за расходованием воздуха из баллонов аппарата. В прозрачной воде можно пользоваться манометром, в мутной воде или ночью – указателем минимального давления.

Указатель (корпус указателя) крепится к левому (рис.1) плечевому ремню. Для крепления указателя используется специальный держатель, который позволяет водолазу вращать указатель для удобства съема показаний.

Корпус указателя имеет каналы, идущие к манометру и к диафрагме указателя.

Указатель минимального давления взводится перед открытием запорного вентиля. Для того чтобы взвести указатель, необходимо нажать пальцем на головку штока указателя (5) рис.7,  и удерживать её, затем открыть запорный вентиль. После открытия вентиля воздух высокого давления проходит по латунной трубке к зарядному штуцеру, а затем по резиновому шлангу высокого давления  поступает к указателю минимального давления и к манометру. Под давлением воздуха диафрагма (10) указателя прогибается и, преодолевая усилие пружины, перемещает стопорный шток (8),  который входит за выступ взведенного штока указателя (5). После этого можно перестать удерживать головку штока указателя,  указатель останется во взведенном положении. Когда давление в баллонах приблизится к резерву (30 ати), пружина стопорного штока начнет перемещаться и указатель с небольшим щелчком, под действием своей пружины (6) выйдет из зацепления. Щелчок  можно услышать в воде. Периодически ощупывая указатель, можно определять в каком положении находится шток указателя. И, следовательно, определить, когда наступит резервный запас воздуха. Далее давление нужно контролировать по манометру.

 

Регулировки аппарата АВМ-1м

—    Регулировка установочного давления редуктора;

—   Регулировка срабатывания предохранительного клапана;

—   Регулировка срабатывания указателя минимального давления;

—   Регулировка рычагов легочного автомата (сопротивления при вдохе);

—   Регулировка клапана легочного автомата.

 

Регулировка установочного давления редуктора.

Перед регулировкой необходимо замерить величину установочного давления редуктора.

Для замера необходимо:

— установить редуктор на аппарат;

— закрыть запорный вентиль;

— вместо заглушки легочного автомата (19а) рис.3, установить контрольный манометр;

(схема крепления контрольного манометра к редуктору показана на рисунке 9, внешний вид контрольного манометра показан на рисунке 11).

—          открыть запорный вентиль.

—          прочитать показания на контрольном манометре.

Приступить к регулировке, если необходимо (установочное давление редуктора 5-7 ати):

—          выкрутить корпус предохранительного клапана.

—          специальным ключом или отверткой откручивать или закручивать регулировочную гайку (11) рис.3, регулировочная гайка сжимает или разжимает пружину толкателя (12), если сжимает – установочное давление увеличивается, если разжимает – уменьшается.

—          установить предохранительный клапан на место.

—          произвести замер установочного давления.

—          если получившаяся величина отличается от требуемой, приступить вновь к регулировке.

 

Регулировка срабатывания предохранительного клапана

В инструкции по эксплуатации аппарата АВМ-1м при регулировке предохранительного клапана требуется использование ремонтно-контрольной установки (РКУ-2). Ремонтно-контрольная установка показана на рисунке 10. Предохранительный клапан выворачивается из редуктора, прикручивается к штуцеру РКУ-2, и далее производится регулировка (регулировочной гайкой (9) рис.3,  изменяется степень сжатия пружины клапана).  На практике, в полевых условиях, не всегда под рукой имеется РКУ.

При отсутствии РКУ, рекомендую проводить регулировку, следующим образом:

  • установить контрольный манометр как в регулировке установочного давления.
  • снять крышку легочного автомата (3) рис.3.
  • вытащить мембрану легочного автомата (6).
  • откинуть рычаги (2) и (7).
  • открыть запорный вентиль.
  • рукояткой отвертки или ключом надавить на гайку (5), когда начнет срабатывать предохранительный клапан, на контрольном манометре прочитать показания.
  • если показания отличаются от требуемых (9-11 ати), приступить к регулировке (сжимать или разжимать пружину клапана).
  • после регулировки, собрать редуктор и легочный автомат.

При отсутствии контрольного манометра, и правильно отрегулированном установочным давлением редуктора регулировку можно произвести следующим образом:

—          открыть запорный вентиль.

—          медленно вращать против часовой стрелки, регулировочную гайку (9) рис.3.

—          когда предохранительный клапан начнет работать, зафиксировать этот момент.

—          сделать ½ оборота по часовой стрелке.

—          закрутить контр гайку.

Регулировка положения рычагов легочного автомата (сопротивления при вдохе).

Расстояние между верхним рычагом (7) рис.3 и мембраной (6), определяет величину сопротивления при вдохе.

—          снять крышку легочного автомата  (3) рис.3.

—          вытащить мембрану легочного автомата (6).

—          вместо мембраны, на корпус положить линейку, расстояние между линейкой и верхним рычагом должно быть примерно 3 мм.

—          вращая регулировочный винт нижнего рычага (22), добиться нужного положения рычагов и мембраны.

—          собрать легочный автомат.

Регулировка клапана легочного автомата (расхода воздуха).

Клапан легочного автомата (20) рис.3 на поверхности должен обеспечивать расход воздуха равный 30 литров в минуту.

Регулировку производят на РКУ-2, с помощью реометра-манометра.

На практике можно сделать так:

—          открутить заглушку легочного автомата (19а) рис.3.

—          полностью вывернуть регулировочный винт (19).

—          медленно вворачивая винт (19), установить момент, когда пружина клапана легочного автомата начнет сжиматься.

—          сделать три полных оборота винтом (19).

—          привернуть заглушку (19а).

 

Регулировка срабатывания указателя минимального давления

Шток указателя минимального давления должен срабатывать при остаточном давлении в баллонах 30 ати.

Перед регулировкой проводится замер срабатывания указателя:

—          взвести указатель.

—          открыть запорный вентиль (при данной проверке баллон должен быть заряжен не менее 50 ати).

—          убедится что указатель взведен.

—          закрыть запорный вентиль.

—          медленно делать вдох, контролируя показания манометра на указателе.

—          при 30 ати указатель должен сработать.

Если указатель не срабатывает при 30 ати, приступить к регулировке:

—          стравить давление.

—          вывернуть корпус указателя (1) рис.7.

—          сжимать или разжимать пружину штока (8), регулировочной гайкой (3) рис.7.

—          собрать указатель.

—         провести замер.

 

Рекомендации

Для эксплуатации баллонов аппарата АВМ-1м с импортными регуляторами необходимо изготовить переходник. Чертеж переходника представлен на рисунке 6.

 

Аппарат АВМ-1М-2

  • Аппарат является модификацией аппарата АВМ-1М.
  • Конструкция редуктора и лёгочного автомата полностью аналогична аппарату АВМ-1М
  • Аппарат АВМ-1М-2 имеет три баллона ёмкостью по 7 литров.
  • Масса аппарата на воздухе с пустыми баллонами –33 кг.
  • Масса аппарата на воздухе с полными баллонами – 36 кг

 

В конструкцию запорного вентиля аппарата АВМ-1М-2 внесены изменения.

В корпусе вентиля установлен включатель резерва с физиологическим указателем.

Перед тем как попасть в редуктор, воздух отжимает контрольный клапан, когда давление в баллонах снизится до давления регулировки пружины контрольного клапана (30 ати), пружина закроет контрольный клапан и воздух на вдох будет поступать через обводной канал. При этом водолаз почувствует сопротивление при вдохе. Далее водолаз должен потянуть за грушу дистанционного включения резерва, пружина контрольного клапана сжимается, и клапан под остаточным давлением воздуха  откроется. Пловец вновь может дышать свободно, и приступать к подъёму на поверхность.

У аппарата АВМ-1М-2, отсутствует указатель минимального давления с манометром.

 

Аппарат АВМ-3

Внешний вид аппарата.

Внешний вид аппарата представлен на рис.1.

  1. Гофрированный шланг вдоха легочного автомата
  2. Мундштучная коробка
  3. Гофрированный шланг выдоха легочного автомата
  4. Воздушный баллон
  5. Нагрудный ремень
  6. Хомут крепления баллонов
  7. Плечевой ремень
  8. Воздушный баллон
  9. Поясной ремень
  10. Брасовый ремень
  11. Зарядный штуцер
  12. Манометр высокого давления
  13. Защитный кожух
  14. Вентиль резервной подачи воздуха
  15. Вентиль основной подачи воздуха
  16. Защитный кожух легочного автомата
  17. Легочный автомат

 

Аппарат АВМ-3 имеет два баллона (4) и (8) соединенные верхними и нижними хомутами (6). Баллоны установлены горловинами вниз и соединены между собой трубкой высокого давления.

В нижней части аппарата расположены вентиль основной подачи воздуха (15) с зарядным штуцером (11), вентиль резервной подачи воздуха (14), манометр высокого давления (12), редуктор (на рисунке закрыт кожухом). Для предотвращения механических повреждений детали нижней части аппарата защищены съемным защитным кожухом (13).

В верхней части аппарата расположен легочный автомат (17) с гофрированными трубками вдоха (1) и выдоха (3). Трубки присоединены к мундштучной коробке (2), которая имеет штуцер для крепления загубника или для присоединения к шлему гидрокомбинезона. Легочный автомат соединяется с редуктором  трубкой среднего давления. Для предотвращения механических повреждений легочный автомат защищен съемным защитным кожухом (16).

Для крепления аппарата на спине пловца предназначена система ремней (5),(7),(9),(10).

 

Технические характеристики аппарата.

  • Число и ёмкость баллонов: 2 по 5 л
  • Рабочее давление: 150 ати
  • Установочное давление редуктора: 3-4 ати
  • Общий запас воздуха в баллонах: 1500 л
  • Резервный запас воздуха в баллонах:  300 л
  • Масса аппарата на воздухе с пустыми баллонами: 19 кг
  • С полными баллонами: 21 кг
  • Плавучесть аппарата в пресной воде с пустыми баллонами: -0,5 кгс
  • С полными баллонами: -2.5 кгс
  • Резьба зарядного штуцера: трубная ¼”

 

Схема работы аппарата (автономный вариант)

Схема работы представлена на рисунке 8.

Воздух из баллонов (16) и (21) поступает к запорному вентилю (25). Запорный вентиль и зарядный штуцер установлены на  баллоне (21). Баллон (21) и  баллон (16)  соединены трубкой высокого давления (24). После открытия запорного вентиля (25), воздух по трубке высокого давления (23) поступает в вентиль резервной подачи воздуха (22). Далее отжимая контрольный клапан вентиля резервной подачи (контрольный клапан отрегулирован на давление резервного запаса воздуха 20-30 ати), воздух  по трубке (15) поступает в редуктор. На схеме детали редуктора обозначены цифрами: (17), (18), (19), (20), (28), (29). В редукторе давление воздуха снижается до 3-4 ати (установочное давление). Далее воздух по трубке среднего давления (11), поступает в легочный автомат (9). На рисунке детали легочного автомата обозначены цифрами: (5), (6), (7), (8), (10), (26), (27). В легочном автомате давление поступающего воздуха снижается до давления окружающей среды, далее воздух поступает по шлангу (4) на вдох пловцу. Выдыхаемый воздух по шлангу выдоха (3), поступает к лепестковому клапану выдоха (5) и удаляется в окружающую среду (воду). При снижении давления в баллонах до резервного. Контрольный клапан вентиля резерва перекрывает основной канал поступления воздуха и водолаз чувствует сопротивление при вдохе. Далее водолаз должен открыть вентиль резерва и приступить к подъему на поверхность.

При использовании аппарата АВМ-3 в шланговом варианте, воздух по шлангу подается непосредственно в легочный автомат. Для присоединения шланга с поверхности в легочном автомате имеется специальный штуцер (12). В случае аварийной ситуации и прекращения подачи воздуха с поверхности водолаз открывает вентиль основной подачи воздуха и дышит из баллонов аппарата.

 

Схема работы редуктора.

Устройство редуктора показано на рисунке 3.

Схема работы легочного автомата.

Устройство легочного автомата показано на рисунке 4ю

Вентиль основной подачи воздуха.

Устройство вентиля основной подачи воздуха показано на рисунке 5.

Вентиль резервной подачи воздуха.

Устройство вентиля резервной подачи воздуха показано на рисунке 6.

Регулировки аппарата АВМ-3

Аппарат АВМ-4

Очередная модификация аппарата АВМ-1М. Конструкция узлов аппарата как и в АВМ-1М, добавлен третий баллон.

 

Аппарат АВМ-5

Внешний вид аппарата.

Акваланг АВМ-5
Акваланг АВМ-5

Внешний вид аппарата представлен на рис.1.

  1. Легочный автомат (2-я ступень регулятора).
  2. Оголовье.
  3. Переходник.
  4. Вентиль основной подачи воздуха.
  5. Хомуты.
  6. Плечевые ремни.
  7. Поясные ремни.
  8. Баллоны.
  9. Башмаки.
  10. Брасовый ремень.
  11. Дистанционное включение резервного запаса воздуха.
  12. Редуктор (1-я ступень регулятора).
  13. Вентиль резервной подачи воздуха.
  14. Шланг легочного автомата.

Аппарат состоит из следующих основных узлов: легочного автомата (1) рис.1, редуктора (12), баллона с угольником (на рис.1 он слева), баллона с вентилем (на рис.1 он справа), снизу на баллоны одеты резиновые башмаки (9),  подвесной системы (6), (7) и (10), двух хомутов (5), шланга легочного автомата. Баллоны соединены между собой переходником (3), герметичность соединения достигается с помощью резиновых уплотнительных колец.

К выходному штуцеру вентиля баллона крепится редуктор (12), соединенный шлангом (14) с легочным автоматом (1). Герметичность соединения баллон-редуктор-шланг-автомат достигается с помощью резиновых уплотнительных колец, различного диаметра.

Баллоны соединены двумя хомутами (5) с помощью болтов. Между баллонами установлены два сухаря, предназначенные для обеспечения определенного зазора между баллонами. С правой и левой сторон, нижних хомутов закреплены пряжки для крепления поясных и плечевых ремней. К сухарю верхнего хомута крепятся плечевые ремни. К сухарю нижнего хомута крепится брасовый ремень.

К боковым стойкам верхнего и нижнего хомутов, крепится дистанционное управление резервом (11)

 

Технические характеристики аппарата АВМ-5

Рабочее давление в баллонах 200 ати (встречаются модификации с РРАБ = 150 ати).

Установочное давление редуктора 8 – 10 ати.

Давление срабатывания предохранительного клапана редуктора 10 – 12 ати

Давление срабатывания перепускного клапана 40 – 60 ати

Емкость баллонов аппарата 7 л. (каждый).

Масса аппарата на воздухе с пустыми баллонами – 21 кг

Масса аппарата на воздухе с полными баллонами – 24,5 кг

Схема работы аппарата (автономный вариант).

 

Схема аппарата показана на рис. 2

На схеме:

1; 2; 3; 4 – детали редуктора.

5 – предохранительный клапан редуктора.

6 – соединение правого и левого баллонов (переходник).

7; 8; 10; 11 – детали вентиля резервной подачи воздуха.

9 – перепускной клапан.

12; 13; 14; 15 – детали вентиля основной подачи воздуха.

Вентиль основной подачи воздуха  (15) открыт, вентиль резервной подачи воздуха (10) закрыт, аппарат заряжен до рабочего давления.

При открытом клапане (12) вентиля (15) воздух, из левого баллона  минуя  перепускной клапан (9) поступает в редуктор и далее в легочный автомат на вдох пловцу. Некоторое время пловец дышит воздухом из левого баллона (баллон с уголком). Когда давление в левом баллоне будет на 40 – 60 ати (давление регулировки перепускного клапана), меньше чем в правом, вступает в работу перепускной клапан (9). Клапан под действием давления воздуха из правого баллона открывается, и воздух одновременно из двух баллонов поступает в редуктор. При этом за счет работы перепускного клапана в баллонах будет поддерживаться разница давления в 40 – 60 ати. В правом баллоне (баллон с вентилями) будет давление меньше, чем в левом. При работе аппарата будет постоянно поддерживаться (за счет работы перепускного клапана) разница давления в баллонах. К

огда в левом баллоне давление будет приближаться к 0, перепускной клапан под действием своей пружины начнет постепенно закрываться. При этом пловец с каждым вдохом будет ощущать сопротивление, увеличивающееся с каждым следующим вдохом. До полного окончания воздуха в левом баллоне можно сделать 5 – 10 полных вдохов, далее воздух в левом баллоне кончится. Почувствовав первые признаки сопротивления на вдохе необходимо правой рукой потянуть за рычаг дистанционного включения резерва (рис.7). При этом откроется вентиль резервной подачи воздуха и воздух из правого баллона (в котором давление 40 – 60 ати), по каналам в обход перепускного клапана, будет одновременно перетекать в левый баллон и будет поступать в редуктор и на вдох пловцу.

Характерный признак удачного открытия вентиля резервной подачи воздуха – это шум перетекающего из баллона в баллон воздуха, и прекращение сопротивления при вдохе. Когда давление в правом и левом баллонах уравняется, шум прекратится. Давление в баллонах при этом (если перепускной клапан отрегулирован на 40 ати), будет по 20 ати в каждом баллоне, или (если перепускной клапан отрегулирован на 60 ати) будет по 30 ати в каждом баллоне. Воздух пловцу на вдох теперь будет поступать одновременно из двух баллонов. Далее на этом резервном запасе воздуха пловец начинает всплытие на поверхность.

 

Схема работы аппарата (неавтономный вариант).

Шланг подачи воздуха к аппарату крепится через специальный штуцер с обратным клапаном, штуцер врезан в уголок левого баллона (на рисунке не показано).

В неавтономном варианте, левый баллон аппарата работает в качестве рессивера (расширителя) для воздуха. В правом баллоне хранится резервный запас воздуха.

Воздух с поверхности по шлангу, под давлением 8-15 ати, подаётся в левый баллон и далее сразу в редуктор и на вдох. В случае аварийной ситуации, водолаз отсоединяет шланг подачи воздуха с поверхности, открывает резерв и начинает аварийный подъём на поверхность.

 

В конструкции аппарата  АВМ-5 отсутствует манометр высокого давления, по которому в процессе погружения можно контролировать давление (запас воздуха) в баллонах.

 

РЕКОМЕНДАЦИЯ

  1. При использовании аппарата обязательно брать под воду водолазный компьютер или часы. Зная, на какой глубине, вы плаваете и время, можно всегда примерно определить, когда примерно нужно открывать резерв.
  2. Никогда не использовать незнакомые (чужие) аппараты, предварительно не убедившись в исправной работе системы резервной подачи воздуха.
  3. Периодически в присутствии грамотного специалиста производить регулировку и проверку резерва.
  4. Изготовить переходник и использовать в комплекте с баллонами от АВМ импортный регулятор с манометром.

Прилагаю чертежи вариантов (два варианта)  переходника АВМ-5 – DIN (300 бар).

Схема работы редуктора.

Схема редуктора представлена на рисунке 4 , и рисунке 5.

  1. Крышка редуктора
  2. Поршень
  3. Пружина редуктора
  4. Уплотнительное кольцо
  5. Накидная гайка
  6. Корпус редуктора
  7. Регулировочная гайка
  8. Втулка
  9. 10. 11. 12 Детали предохранительного клапана

 

При закрытом вентиле основной подачи воздуха, поршень редуктора (2) под действием пружины (3), находится в верхнем положении. При этом клапан редуктора находится в открытом положении. Когда вентиль основной подачи воздуха открыт, воздух проходит через фильтр и поступает

в полость редуктора и в шланг легочного автомата, одновременно по каналу в корпусе поршня воздух поступает в надпоршневое пространство. Когда давление в надпоршневом пространстве сравняется с давлением регулировки пружины (установочное давление редуктора), поршень начнет двигаться вниз, пружина будет сжиматься. В нижней части поршня запрессован второпластовый клапан. При движении поршня вниз, клапан садится на седло. И воздух перестаёт поступать в полость редуктора.

Когда пловец делает вдох, давление в полости редуктора и надпоршневом пространстве понижается, и вновь под действием пружины поршень перемещается вверх и клапан открывается.

 

В корпусе редуктора имеются отверстия. Отверстия выполнены таким образом, что пружина редуктора находится в воде. Следовательно, на поршень снизу давит не только пружина, но и вода. Давление воды меняется с глубиной. На глубине 10 м. Столб воды создаёт давление 1 ати, 20 м – 2 ати и т.д.  Таким образом, при любой глубине погружения давление в полости редуктора на 8-10 ати больше чем давление окружающей среды (воды).

 

Если по какой-либо причине (неисправность и т. п) давление в полости редуктора повысится, то вступает в работу предохранительный клапан (давление регулировки 10-12 ати). Срабатывание предохранительного клапана служит сигналом о неисправности редуктора, необходимо срочно начинать подъём на поверхность.

 

Схема работы лёгочного автомата.

Схема лёгочного автомата представлена на рисунке 6.

 

  1. Крышка лёгочного автомата с отверстиями
  2. Кнопка принудительной подачи воздуха
  3. Пружина кнопки принудительной подачи воздуха
  4. Мембрана лёгочного автомата
  5. Рычаг
  6. Клапан автомата
  7. Седло клапана
  8. Пружина клапана
  9. Сетчатый фильтр
  10. Клапан выдоха
  11. Корпус лёгочного автомата
  12. Хомут крепления крышки

 

Когда водолаз делает вдох, в полости легочного автомата создается разрежение. При этом мембрана (4) перемещается вниз и своим жёстким центром давит на рычаг (5), рычаг, двигаясь вокруг своей оси, давит на клапан автомата, тот перекашивается, отходит от седла (7) и открывает доступ потоку воздуха из шланга и полости редуктора в полость легочного автомата и к водолазу на вдох, через загубник.

Когда водолаз делает выдох, мембрана (4) перемещается вверх, прекращает давить на рычаг (5), клапан (6) под действием своей пружины садится на седло, доступ воздуха из шланга в полость лёгочного автомата прекращается. Водолаз продолжает делать выдох, в полости автомата создается давление и выдыхаемый воздух удаляется через открытые (под действием давления) клапана выдоха в окружающую среду.

Снаружи, через отверстия в крышке (1), мембрану (4) давит вода. Следовательно, в момент вдоха, воздух подаётся водолазу под давлением окружающей среды.

Вентиль.

Конструктивно вентили основной и резервной подачи воздуха выполнены в одном корпусе (3) рис.8 .

Корпус вентиля вворачивается в баллон.

Устройство обоих вентилей аналогично, детали взаимозаменяемы. Различно только расположение и конструкция маховиков.

При вращении маховика вентиля (15) рис.2, вращение через шпиндель (14) рис.2  и сухарь (13) рис.2, передается на клапан (12) рис 2,  который отходит или садится на свое седло.

 

Рабочая проверка акваланга.

При эксплуатации любого акваланга, перед каждым спуском необходимо делать рабочую проверку.

Проведение рабочей проверки не занимает много времени и не требует особых усилий. Правильно выполненная рабочая проверка снаряжения позволит вам избежать многих неприятностей.

 

  1. Проверить давление в баллонах.

Для этого необходимо прикрепить вместо редуктора, контрольный манометр высокого давления. Закрыть кран на манометре. Открыть вентиля основной и резервной подачи воздуха. На манометре прочитать показания. Затем закрыть вентиля, открыть кран на манометре высокого давления (стравить воздух из манометра), снять манометр.

  1. Внешний осмотр.

А) Проверить комплектацию и правильность сборки акваланга (крепление редуктора, легочного автомата, хомуты, ремни и т. д), можно взять акваланг за ремни и легко встряхнуть.

Б) Подогнать ремни

  1. Проверка на герметичность

А) Сухая.

При закрытых вентилях попытаться сделать вдох из легочного автомата. При этом проверяется герметичность мембраны, клапанов выдоха, соединений. Все исправно если вдох сделать не удается.

Б) Мокрая.

Открыть все вентиля. Легочный автомат поместить под баллон, и опустить баллон в воду. При наличии пузырьков воздуха из-под соединений, акваланг неисправен.

  1. Проверка работы перепускного клапана (резерва).

Открыть вентиль основной подачи воздуха, используя кнопку принудительной подачи воздуха легочного автомата, стравить немного воздуха (примерно 20-30 сек.). Далее открыть вентиль резервной подачи воздуха. При этом вы должны услышать характерный шум перетекающего из баллона в баллон воздуха.

Данная проверка не определяет величину срабатывания перепускного клапана. Проведя все действия вы убеждаетесь, что у вас в акваланге исправный перепускной клапан и как следствие существует резерв.

 

Регулировки акваланга АВМ-5.

  1. Регулировка установочного давления редуктора
  2. Регулировка срабатывания предохранительного клапана редуктора
  3. Регулировка легочного автомата
  4. Регулировка работы перепускного клапана (резерва)

 

Регулировка установочного давления редуктора (8-10 ати).

  1. Замер величины установочного давления.

Отсоединить легочный автомат.

К шлангу присоединить контрольный манометр (0-16 ати).

Закрыть кран на контрольном манометре.

Открыть вентиль основной подачи воздуха.

Замерить давление (8-10 ати).

Закрыть вентиль основной подачи воздуха.

Открыть кран на контрольном манометре (стравить воздух)

  1. Регулировка.

Открутить крышку редуктора (1) рис.4

Вытащить поршень (2) рис.4 . Для этого в отверстие с резьбой в верхней части поршня ввинтить съемник (или подобрать винт) и дернуть за съемник. Далее поршень легко можно вытащить. Пользоваться отверткой, и пытаться подцепить поршень за край – не рекомендуется.

Для увеличения установочного давления, необходимо сжать пружину редуктора (3) рис.4

Для уменьшения – пружину необходимо ослабить.

Выпускались два вида редукторов.

В первом случае для регулировки установочного давления необходимо под пружину (3), подкладывать или убирать специальные регулировочные шайбы.

Во втором случае необходимо перемешать регулировочную гайку (7) по резьбе втулки (8) рис.4.

И в том и в другом варианте смысл всех действий это сжать или разжать пружину (3).

Далее редуктор собирается и производится опять замер установочного давления.

Манипуляции по регулировке и замеру производятся до тех пор, пока значение установочного давления не будет равно 8-10ати.

 

Регулировка срабатывания предохранительного клапана (10-12 ати).

Все инструкции по эксплуатации аквалангов АВМ рекомендуют регулировку срабатывания предохранительного клапана проводить на ремонтно-контрольной установке (РКУ).

Предохранительный клапан навинчивается на специальный штуцер на РКУ. К клапану подается давление, и усилием сжатия пружины (11) рис.5 клапан настраивается на нужное давление.

На практике регулировку выполняют несколько иным способом.

  1. Отрегулировать редуктор на установочное давление
  2. Открутить контргайку на предохранительном клапане
  3. Медленно вращая корпус клапана (12) рис.5 против часовой стрелки, добиться положения, при котором клапан начинает срабатывать.
  4. Закрутить корпус клапана (12) на пол оборота по часовой стрелке, при этом клапан прекратит травить воздух.
  5. Закрутить контргайку.

 

Таким образом, мы отрегулируем клапан на давление открытия, которое будет несколько больше установочного давления (на 0,5-2 ати)

 

Регулировка легочного автомата

В инструкции по эксплуатации акваланга написано, что легочный автомат не подлежит регулировке.

На практике регулировку легкости дыхания (сопротивления на вдохе) можно осуществлять подгибом рычага (5) рис.6. При подгибе рычага меняется расстояние между мембраной (4) и рычагом (5) рис.6 , чем больше расстояние, тем больше сопротивление при вдохе. Следует обратить внимание, что если легочный автомат отрегулирован правильно, то при помещении его в воду, загубником вверх будет произвольно выходить воздух. Если легочный автомат повернуть загубником вниз (как показано на рис.6),воздух перестает выходить.

 

Регулировка работы перепускного клапана (резерва).

  1. Замер давления регулировки перепускного клапана.

При замере данной величины необходимо зарядить аппарат до давления не менее 80 ати.

Отвернуть редуктор и легочный автомат.

При закрытом вентиле резервной подачи воздуха, открыть вентиль основной подачи воздуха.

Стравить воздух.

Когда воздух перестанет выходить, прикрутить к штуцеру (вместо редуктора) контрольный манометр высокого давления (0-250 ати).

Закрыть кран на манометре.

Манометр должен показывать 0 ати.

Далее, открыть вентиль резервной подачи воздуха, и подождать пока давление в баллонах сравняется (будет слышан характерный шум перетекающего воздуха).

Давление, которое покажет манометр, будет соответствовать давлению резервного запаса воздуха.

Умножив, полученную величину на 2, получим давление срабатывания перепускного клапана.

Давление резервного запаса воздуха должно быть в пределах 20-30 ати, соответственно давление срабатывания перепускного клапана должно быть в пределах 40-60ати.

  1. Регулировка

Если результаты замера покажут необходимость регулировки.

Стравить остатки воздуха из баллонов.

Ослабить хомуты (5) рис.1

Ослабить накидные гайки переходника (3) рис.1 (можно использовать газовый ключ).

Раздвинуть баллоны и снять переходник (3)

В месте крепления переходника (3) к баллону с вентилями, откроется доступ к регулировочной гайке перепускного клапана.

Сжимая или разжимая пружину перепускного клапана, с помощью регулировочной гайки – изменить настройку. Если необходимо увеличить давление регулировки то сжать пружину (повернуть гайку по часовой стрелке), если уменьшить – разжать пружину.

  1. Собрать баллон.
  2. Зарядить до 80 ати.
  3. Произвести замер.
  4. Повторить регулировку если необходимо.

Уплотнительные кольца и смазка аппарата.

Для обеспечения герметичности соединений, в аппарате используются резиновые уплотнительные кольца различных диаметров.

Для предотвращения “засыхания”, кольца необходимо смазывать. Для смазки используется технический вазелин (ЦИАТИМ 221), или его заменители.

Смазываемое кольцо необходимо поместить в смазку, выдержать некоторое время (5-10 мин.), после этого очистить от излишков смазки и установить на место.

Кроме того в аппарате смазываются трущиеся детали редуктора (поршень). Наносится смазка и затем удаляются ее излишки.

Периодичность  проверок аппарата.

Рабочая проверка – перед каждым спуском.

Малая проверка (проверка всех регулировок, смазка уплотнительных колец) – перед началом сезона.

Полная проверка (малая проверка + полная разборка и сборка) – при получении со склада, в случае сомнения в испраности, после длительного хранения.

 

Аппарат АВМ-5АМ

Отличается от АВМ-5 тем, что аппарат выполнен из немагнитных сплавов.

При автономном использовании аппараты АВМ-5 и АВМ-5АМ могут использоваться в однобалонном варианте.

Для переоборудования в однобалонный вариант необходимо:

—          стравить воздух из баллонов

—          снять хомуты крепления баллонов

—          снять с хомутов ремни подвески

—          выкрутить переходник, установленный между баллонами

—          взять из ЗИПа спинку (поставляется в комплекте)

—          установить на спинку ремни подвески

—          закрепить на спинку баллон

—          снять с левого баллона (баллон с уголком) заглушку и установить её на правый баллон.

 

Аппарат АВМ-6

  • Конструкция основных узлов аналогична аппарату АВМ-5. Аппарат комплектуется баллонами ёмкостью 10 литров.
  • Масса аппарата на воздухе с пустыми баллонами – 23,8 кг.
  • Масса аппарата на воздухе с полными баллонами – 29 кг
  • Рабочее давление в баллонах – 200 ати.

 

Аппарат АВМ-7

По конструктивному исполнению и комплектации аналогичен АВМ-5. Отличае, АВМ-7 можно использовать только в автономном варианте. В конструкции аппарата отсутствует обратный клапан на левом баллоне.

 

Аппарат АВМ-8

Конструкция основных узлов аналогична аппарату АВМ-7. Аппарат комплектуется баллонами ёмкостью 10 литров.

 

Аппарат АВМ-9.

Внешний вид аппарата представлен на рисунке 1.

Основные части аппарата АВМ-9.

(1)   и (7) баллоны

(2)   ручка для переноски

(3)   редуктор

(4)   запорный вентиль

(5)   аварийный переключатель

(6)   защитный кожух

(7)   баллон

(8)   шланг подачи воздуха с поверхности

(9)   лёгочный автомат

(10)           шланг лёгочного автомата

(11)           трубопровод высокого давления

(12)           тройник с зарядным штуцером

(13)           пенопластовая вставка

(14)           резиновый башмак

(15)           указатель минимального давления с манометром

 

АВМ-9 это универсальный двухбаллонный аппарат с двухступенчатой схемой редуцирования. В случае аварийной ситуации, при подаче воздуха по шлангу с поверхности, конструкция аппарата обеспечивает автоматическое переключение водолаза на резервный запас воздуха в баллонах. При этом одновременно срабатывает световая сигнализация (зажигается сигнальная лампочка расположенная на указателе минимального давления).

 

Аппарат АВМ-10

За основу конструкции взят АВМ-7. Присоединительные резьбы переходника между баллонами выполнены по стандарту DIN. Присоединительный размер крепления редуктора также соответствует международному стандарту 5/8” DIN.

В основу конструкции редуктора взят принцип работы редуктора аппарата АВМ-1М. Доработан корпус редуктора. Редуктор имеет выход высокого давления для подключения манометра, и несколько выходов среднего давления, для подключения шлангов легочного автомата, октопуса, компенсатора, сухого костюма.

Несколько изменена подвесная система аппарата. Ремни подвесной системы закреплены на пластиковой спинке, к которой в свою очередь крепятся баллоны. Возможно использование аппарата в однобаллонном варианте.

Рабочее давление баллонов аппарата 200 бар

 

Аппарат АВМ-12

Комплект аппарата АВМ –12 это одна из последних разработок  ОАО «КАМПО» ( 142602, г. Орехово-Зуево АВМ-12 пик инженерной и дизайнерской мыслиМосковской обл., ул. Гагарина, д. 1, тел. 12-60-37, факс 12-70-36.

Аппарат предназначен для погружений на сжатом воздухе на глубины до60 метров.

В комплект входит баллонный блок с ремнями подвески, воздушный редуктор ВР-12, лёгочный автомат.

 

Баллонный блок с ремнями подвески

Используются баллоны по 7 литров с рабочим давлением 200 ати. Внешний вид баллонного блока напоминает АВМ-7. Для соединения баллонов и присоединения редуктора используются резьбы по стандартуDIN.

Подвеска состоит из спинки и ремней крепления. При работе с компенсаторами плавучести подвеска снимается и остаются баллоны скреплённые хомутами.

АВМ-12 можно переоборудовать в однобаллонный вариант. Переоборудование аналогично аппарату АВМ-5, в комплект поставки входит спинка для однобаллонника.

 

Воздушный редуктор ВР-12

Внешний вид редуктора представлен на рисунке 5.

Основные характеристики редуктора ВР-12:

  1. Установочное давление редуктора 9,5 – 11 ати
  2. Давление срабатывания предохранительного клапана 14 – 17 ати
  3. Масса редуктора, не более 1,1 кг

 

Редуктор состоит из следующих основных частей (рис.1):

  1. Толкатель мембраны.
  2. Крышка сухой камеры.
  3. Мембрана сухой камеры.
  4. Регулировочный винт.
  5. Главная пружина.
  6. Крышка корпуса редуктора.
  7. Тарелка.
  8. Камера внешнего давления.
  9. Мембрана.
  10. Жесткий центр.
  11. Толкатель.
  12. Седло клапана редуктора.
  13. Клапан редуктора.
  14. Пружина клапана редуктора.
  15. Кольцо.
  16. Направляющая втулка.
  17. Пружина втулки.
  18. Уплотнительное кольцо.
  19. Пробка редуктора.
  20. Полость хода клапана.
  21. Камера высокого давления.
  22. Корпус редуктора.
  23. Гайка крепления к баллону.
  24. Штуцер.
  25. Уплотнительное кольцо.
  26. Воздушный фильтр.
  27. Камера среднего давления.

 

Принцип работы редуктора:

При закрытом вентиле основной подачи воздуха ,под действием главной пружины (5), клапан редуктора (13) открыт.

При открытом вентиле основной подачи воздуха, подводимый к редуктору воздух поступает в камеру высокого давления (21) и через открытый клапан редуктора (13) , в камеру среднего давления (27). Когда давление в камере (27), сравняется с давлением регулировки главной пружины (5), мембрана редуктора (9) начнет прогибаться вверх. Пружина (5) под действием давления воздуха в камере среднего давления начнет сжиматся. Клапан редуктора (13) под действием своей пружины (14), начнёт перемещатся вверх и садится на своё седло (12). При повышении давления в камере (27) до установочного, клапан редуктора  (13) полностью закроется.

При вдохе давление воздуха в камере (27) снизится, и главная пружина (5) начнёт разжиматься. Усилие главной пружины через тарелку (7), жесткий центр (10), толкатель (11), отожмёт клапан редуктора (13) от своего седла (12). Воздух вновь начнёт поступать  в камеру высокого давления.

Между мембранами (3) и (9) находится сухая камера, предназначенная для сохранения работоспособности редуктора при низких температурах и в случае работы в загрязненной воде. Сухая камера исключает попадание воды и грязи к мембране редуктора (9).

В случае неисправности, при повышении давления в камере (27) выше установочного, срабатывает предохранительный клапан, отрегулированный на открытие при давлении 14 – 17 ати.

Предохранительный клапан вворачивается в порт среднего давления редуктора. В случае использования редуктора в комплекте с прямоточными импортными лёгочными автоматами, предохранительный клапан можно не устанавливать. Вместо предохранительного клапана устанавливается заглушка.

На рисунке 2 показано расположение портов среднего и высокого давления, и место установки предохранительного клапана.

  1. Штуцер крепления к баллонному блоку.
  2. Предохранительный клапан (порт среднего давления).
  3. Порт среднего давления.
  4. Порт высокого давления.
  5. Порт среднего давления.
  6. Порт высокого давления.
  7. Порт среднего давления.

Редуктор ВР-12 имеет несколько модификаций:

ВР-12

Штуцер крепления к баллону (1)  имеет соединение DIN (230 бар), порты среднего давления (2)(3)(5)(7) имеют резьбу 3/8” UNF, порты высокого давления (4)(6) имеют резьбу 7/16” UNF

ВР-12-2

Штуцер для крепления к баллонам типа АВМ-5 ( накидная гайка М#24#1.5), порты среднего давления (2)(3)(5)(7) имеют резьбу 3/8” UNF, порты высокого давления (4)(6) имеют резьбу 7/16” UNF

ВР-12-1

Штуцер крепления к баллону (1)  имеет соединение DIN (230 бар), порты среднего давления (1)(5) имеют резьбу1/2“ UNF, порты среднего давления (2)(7) имеют резьбу 3/8” UNF, порты высокого давления (4)(6) имеют резьбу 7/16” UNF.

На рисунке 4 показана конструкция штуцера редуктора ВР-12-2.

  1. Уплотнительное кольцо.
  2. Накидная гайка с резьбой М#24#1.5 (АВМ-5).
  3. Штуцер.
  4. Фильтр.

Регулировки редуктора ВР-12:

  1. Регулировка установочного давления редуктора

Присоеденить к любому порту среднего давления контрольный манометр, замерить установочное давление.

Регулировка производится регулировочным винтом (4) рис.1

  1. Регулировка срабатывания предохранительного клапана.

Вывентить крышку сухой камеры (2), вытащить мембрану сухой камеры (3), вытащить толькатель мембраны (1), при открытом вентиле основной подачи воздуха стержнем нажать на тарелку (7), по контрольному манометру ввернутому в порт среднего давления замерить давление открытия предохранительного клапана. При необходимости ослабить или сжать пружину предохранительного клапана.

Лёгочный автомат.

Легочный автомат, входящий в комплект регулятора ВР-12, показан на рисунке 6.

Легочный автомат состоит из следующих основных частей (рисунок 3):

  1. Винт крепления хомута
  2. Хомут лёгочного автомата
  3. Корпус легочного автомата
  4. Пружина клапана легочного автомата
  5. Клапан легочного автомата
  6. Седло клапана лёгочного автомата
  7. Рычаг лёгочного автомата
  8. Подмембранная полость легочного автомата
  9. Резьбовой штуцер для крепления загубника, или крепления к шлему гидрокомбинезона.
  10. Клапан для перехода на дыхание из атмосферы
  11. Крышка легочного автомата
  12. Мембрана лёгочного автомата
  13. Кнопка принудительной подачи воздуха
  14. Клапан выдоха лёгочного автомата.

 

Принцип работы легочного автомата комплекта ВР-12, аналогичен работе лёгочных автоматов аппаратов типа АВМ-5. Обслуживание и регулировка также аналогична.

В зимних условиях при большом расходе воздуха возможно образование ледяной пробки в районе клапана легочного автомата.

При эксплуатации зимой автор рекомендует заменить легочный автомат на  легочный автомат приспособленный для эксплуатации при холодных температурах.

 

Аппарат Украина

Аппарат Украина по своей конструкции и внешнему виду можно сравнивать с аппаратом АВМ-1.Акваланг "Украина-2"

Аппарат Украина состоит из двух баллонов на каждом из которых находится свой вентиль. Баллоны при помощи тройника соединяются с легочным автоматом. Легочный автомат работает по принципу одноступенчатого редуцирования. Т.е рабочее давление в баллонах сразу снижается до давления окружающей среды. В АВМ-1 и АВМ-1М, рабочее давление в баллонах снижается в редукторе до установочного 5-7 ати, а далее в легочном автомате до давления окружающей среды.  Аппарат Украина имеет указатель минимального давления со свистком. При снижении давления в баллонах до резервного каждый вдох аквалангиста будет сопровождаться свистком.

 

Аппарат Украина-2

Характеристика:

  1. Рабочее давление в баллонах 150 ати.
  2. Установочное давление редуктора 6-7 ати.
  3. Давление срабатывания предохранительного клапана редуктора 9-11 ати.
  4. Давление срабатывания контрольного клапана (физиологического указателя резерва) 15-20 ати.
  5. Объем баллонов 2 по 7 л.
  6. Масса аппарата на воздухе с пустыми баллонами – 19,8 кг.
  7. Масса аппарата на воздухе с полными баллонами – 21 кг.

Внешний вид аппарата Украина-2 представлен на рисунке 1.

Аппарат состоит из двух стальных цельнотянутых баллонов (15), на баллоны одеты резиновые башмаки (14), позволяющие ставить аппарат в вертикальном положении, баллоны между собой скреплены двумя парами хомутов (10), для крепления баллонов на спине водолаза используются плечевые (9), поясные (12) и брасовый ремень (13), ремни на поясе водолаза застегиваются быстросъемной пряжкой (11).

На одном из баллонов (на рисунке – правый баллон) установлен запорный вентиль (5) с включателем резерва (детали 6 и 7). Второй (левый) баллон с помощью соеденительной трубки  (1) присоединен к запорному вентилю.

К штуцеру вентиля прикрепляется редуктор (8) с легочным автоматом (детали 2,3,4)

 

Запорный вентиль с включателем резерва

Внешний вид представлен на рисунке 2.

Запорный вентиль на свинцовом глёте ввернут в горловину баллона. Устройство запорного вентиля аналогично запорным вентилям других отечественных аппаратов.

Вентиль состоит из маховика (1), маховик одет на шток клапана (2), сухаря (3), клапана (5).

При вращении маховика по часовой стрелке, вращение передается клапану и клапан перемещаясь по резьбе вниз перекрывает канал (6) подачи воздуха из баллонов.

Вентиль включения резерва устроен аналогично запорному вентилю, отличие лишь в том, что вентиль резерва открывается при помощи тяги (12). Тяга  поворачивает рычаг и далее все происходит как в обычном вентиле.

 

Принцип работы резерва

При рабочем давлении в баллонах аппарата, воздух через открытый запорный вентиль отжимает контрольный клапан (7) и по каналу (14) поступает в редуктор. Когда давление в баллонах сравняется с давлением регулировки пружины (10) контрольного клапана, контрольный клапан начнет закрываться и постепенно перекрывать подачу воздуха водолазу. Водолаз будет ощущать возрастающее сопротивление на вдохе. Далее необходимо потянуть за тягу (12) и открыть вентиль резерва. Воздух при этом пойдет помимо закрытого контрольного клапана. Пружина контрольного клапана регулируется на давление 15-20 ати. Регулировка осуществляется с помощью винта (8).

На рисунке 2 представлена старая модификация аппарата Украина-2. В более новых модификациях аппарата вместо заглушки контрольного клапана (9), изготавливался штуцер с патрубком для крепления манометра высокого давления.

 

Устройство и принцип работы редуктора

Первые выпуски аппарата комплектовались поршневым редуктором обратного действия. Данный редуктор встречается очень редко поэтому рассматривать мы его не будем.

Наибольшее распространение получил редуктор мембранного типа. Мембранный редуктор от  аппарата Украина-2, без изменений в конструкции использовался также с аппаратами Юнга и АСВ-2

Внешний вид редуктора показан на рисунке 3.

Редуктор с помощью накидной гайки (14) крепится к выходному штуцеру (13) рис.2 запорного вентиля.

При закрытом запорном вентиле:

Главная пружина редуктора (21) давит на нажимной диск (2) и мембрану редуктора (3). Мембрана передаёт усилие главной пружины на толкатель (4), толкатель своим штоком (6) давит на клапан редуктора (9), клапан преодолевает усилие своей пружины (10) и отходит от седла (5). Таким образом при закрытом запорном вентиле клапан редуктора открыт.

При открытом запорном вентиле:

Воздух из баллонов через сетчатый фильтр (12) и открытый клапан редуктора (9) поступает в полость низкого давления редуктора и через штуцер (1)в шланг лёгочного автомата. Одновременно воздух поступает под мембрану редуктора (3). Когда давление в полости редуктора сравняется с установочным давлением на которое отрегулирована пружина (21), пружина начнёт сжиматься, мембрана сместится вверх и клапан редуктора (9) под действием своей пружины (10) начнёт закрываться, т.е перемещаться вверх и садится на седло. Когда давление в полости под мембраной сравняется с установочным  6-7 ати, клапан закроется. С расходом воздуха из легочного автомата, давление в полости редуктора снизится, и клапан редуктора опять будет открываться. Таким образом, в полости редуктора будет постоянно поддерживаться установочное давление.

Установочное давление в редукторах аппаратов Юнга и АСВ-2 поддерживается в пределах 4,5-5 ати. Что несколько меньше чем установочное давление в аппарате Украина-2. Это связано с меньшей рабочей глубиной эксплуатации этих аппаратов. Регулировка давления осуществляется при помощи пружины (21), регулировочным винтом (20).

Для предотвращения роста давления в редукторе в случае неверной регулировки или неисправности, в корпусе редуктора расположен предохранительный клапан. Предохранительный клапан стравливает лишний воздух из полости редуктора в окружающую среду. Давление срабатывания клапана 9-11 ати.

Воздух выходящий из предохранительного клапана  служит сигналом о неисправности редуктора. Водолаз должен немедленно начинать выход на поверхность.

Детали предохранительного клапана представлены на рисунке 3, позиции (15), (16), (17), (18). Настройка клапана осуществляется при помощи пружины (18).

К штуцеру (1) редуктора с помощью накидной гайки прикручивается шланг лёгочного автомата.

Устройство и принцип работы лёгочного автомата.

Внешний вид лёгочного автомата представлен на рисунке 4.

Принцип работы аналогичен принципу работы аппаратов типа АВМ-5. Отличаются лёгочные автоматы лишь исполнением.

Легочный автомат аппарата Юнга отличается от автомата аппарата Украина-2 большей длиной шланга.

Лёгочный автомат аппарата АСВ-2 имеет дополнительно штуцер для присоединения автомата к гидрокомбинезону.

 

Регулировки аппарата Украина-2.

  1. Регулировка установочного давления редуктора, 6-7 ати.
  2. Регулировка срабатывания предохранительного клапана редуктора , 9-11 ати.
  3. Регулировка срабатывания контрольного клапана (резерва), 15-20 ати.
  4. Регулировка положения рычага вентиля включения резерва. В закрытом положении рычаг должен находится под углом 20-30 градусов к вертикальной оси аппарата, при открытом – вертикально вниз.
  5. Регулировка лёгкости дыхания в легочном автомате. По инструкции такой регулировки нет. На практике можно надфилем немного укоротить шток клапана лёгочного автомата (10) рис.4, при этом усилие при вдохе увеличится.

Практическое выполнение регулировок на узлах аппарата Украина-2, аналогично регулировкам аппаратов типа АВМ-5.

 

Аппарат АСВ-2

Аппарат предназначен для спусков под воду на глубину до 20 м. и для работы в атмосфере не пригодной для дыхания.

АСВ-2 входит в комплект аварийного оборудования гражданских судов и используется пожарными расчётами при работе в задымлённых помещениях.

Литература:

В.Г. Фадеев, А.А. Печатин, В.Д. Суровикин, Человек под водой., Москва, ДОСААФ, 1960

Справочник пловца-подводника (аквалангиста)., Москва, Воениздат 1968

Справочник водолаза. Под общ. ред. Е.П. Шиканова., Москва, Воениздат, 1973

Легководолазное дело., Меринов И.В., Москва, Транспорт, 1977

Меренов И.В., Смирнов А.И., Смолин В.В., Терминологический словарь., Ленинград, Судостроение, 1989

Меренов И.В., Смолин В.В., Справочник водолаза. Вопросы и ответы., Ленинград, Судостроение, 1990

О.М Слесарев, А.В Рыбников, «ВОДОЛАЗНОЕ ДЕЛО», справочник, Санкт-Петербург, ИГРЕК, 1996

Редуктор воздушный ВР-12, паспорт, 9В2.955.399.ПС, КАМПО

Автомат лёгочный, паспорт, 9В2.930.383ПС, КАМПО

Читайте далее:
Клуб "Балтика"