Подводные средства движения

  1. Общая характеристика послевоенного периода развития ПСД.

Можно считать, что третье поколение подводных средств движения начало  создаваться после 1950 года, в тоПодводные средства движения время, когда силы специальных операций уже показали свою боевую эффективность, и возникланасущная необходимость в обеспечении таких сил специальными техническими средствами и вооружением. Боевые возможности таких подразделений существенно возросли с принятием на вооружение ядерного и других видов оружия массового поражения. Встала задача обеспечения доставки этих средств поражения, в том числе, и скрытно от противника.

Одновременно с созданием сил специальных операций, специальных технических средств и оружия стремительно развивались и средства противодействия и борьбы с ними: системы раннего обнаружения, селекции малошумных целей на естественном фоне океана и т.п. Приоритеты в развитии средств обнаружения накладывало определенные ограничения на разработку новых ПСД, прежде всего с точки зрения снижения собственных физических полей.

Еще одним препятствие в создании ПСД, проявившим себя на третьем этапе, оказалось воздействие окружающей среды на экипаж. Длительность пребывания под водой в значительной степени ограничивалась температурным режимом в гермообъеме ПСД (или в водолазном снаряжении), а скоростной напор набегающего потока жидкости (соответственно, скорость подводного движения) имел, как показали эксперименты, вполне точно определимый физиологический предел. Сюда же стоит отнести и факторы активного противодействия подводным диверсионным силам – от воздействия ударной волны до применения боевых животных.

Третий период наиболее интересен с точки зрения найденных конструктивных решений, выработанных особенностей тактики применения, достигнутой высокой эффективности специальных операций с применением ПСД.

Ниже будут рассмотрен ряд конструкций), предназначенных как для военного, так и для гражданского, коммерческого использования. Боевых конструкций в нашем обзоре представлено не много, и причины этого вполне понятны.

Боевые подводные аппараты являются, пожалуй, наиболее защищаемыми от техническихразведок потенциального противника средствами военной техники, и мы включили в наш обзор лишь те образцы, по которым их разработчики решили опубликовать некоторые материалы в открытой печати. Американский журнал “Military Technology” по этому поводу писал:

 

“…Любая попытка описания или даже простого перечисления различных типов средств подводных операций, действующих в составе ВМС или представленных на экспорт, встречает препятствия со стороны их строителей и экипажей, считающих, что чем меньше сказано, тем лучше. Эти средства обычно строятся на небольших специализированных “закрытых” верфях, иногда даже не на побережье. Сама суть их подразумевает то, что о них должно представляться как можно меньше информации. Их использование также осуществляется с большой скрытностью, даже в мирное время. Хорошей базой может служить простой ангар в рыболовецкой гавани, являющийся защитой от всех видов наблюдения, включая спутниковое.

Чтобы еще более усложнить получение информации, многие средства используются для выполнения специальных операций под предлогом выполнения подводных работ или научных исследований. Эти операции включают развертывание акустических маяков или систем подводного наблюдения, разрушение нефте- и газопроводов, коммуникационных линий…”

 

При подготовке нашего исследования авторам удалось ознакомиться с интереснейшей монографией В.Зарембовского и Ю.Колесникова “Морской спецназ. История (1938 – 1968 гг.)”. Содержащаяся в монографии уникальная информация послужила основой для главы, посвященной боевым подводным средствам движения, состоявшим на вооружении в советском военно-морском флоте.

В рассматриваемый период зародились и получили широкое распространение так называемыекоммерческие подводные средства движения, имеющие сугубо гражданское назначение, и данных по таким конструкциям существенно больше.

Действительно, бурное развитие подводного спорта – дайвинга, а также коммерческий успех буксировщиков водолазов среди подводных туристов привел к созданию целого ряда коммерческих ПСД. Эти аппараты обладают целым рядом особенностей, которые упрощают и удешевляют их эксплуатацию и использование в гражданских целях. В то же время, ряднайденных и внедренных при их создании конструктивных решений в принципе может использоваться при разработке новых образцов аппаратов самого различного, в том числе, и военного назначения.

 

  1. Иностранные подводные средства движения военного назначения.

2.1. Предшественники. Краткое историческое отступление.

Пионерами создания серийных подводных средств движения, предназначенных для военного использования, можно считать капитана I ранга Жака-Ива Кусто) и возглавляемое им специальное подразделения французского флота GERS. Основной упор в своих разработках французы сделали на разработку индивидуального буксировщика водолаза – подводного скутера. Вопросы создания группового транспортировщика, а также перевозки грузов под водой в те годы оставался вне интересов Кусто.

Тогда же, в той же Франции, может быть, даже рядом с местом работы группы Кусто, было создано и испытано новое индивидуальное подводное транспортное средство, впрямую не предназначенное для боевых операций. Речь идет об аппарате “Pegasus” для осуществления подводных киносъемок, разработке фирмы “Rebikoff”. Его отличие от аппаратов конструкции Кусто являлось наличие интегрированных органов управления рулей курса и глубины, вручную приводимых в действие водолазом.

Нам кажется уместным чуть подробнее остановиться на личности конструктора с почти русской фамилией Ребикофф, тем более, что отечественному читателю она практически ничего не говорит).

Дмитрий Ребикофф родился в Париже в 1921 году и еще в раннем детстве проявил незаурядные способности. Позднее, во время второй мировой войны он активно занимался изобретательством, и многие германские предприятия привлекали его в качестве технического эксперта и приобретали его изобретения. После окончания войны он учится в Сорбонне, а по завершении образования переехал из Парижа в Швейцарию, в Лозанну, где открыл собственное дело.

Среди его удачных изобретений того времени – колорметр – прибор для измерения цветовой температуры. Изобретением портативной электронной лампы-вспышки (1947) Ребикофф заложил основы нового научного направления – научно-технической фотографии. Благодаря этому изобретению он первым смог сфотографировать пулю в момент ее вылета из ствола – процесс, длящийся миллионную долю секунды.

Женившись на Аде Нигеллер – профессиональной фотожурналистке и постоянном покупателе его электронных вспышек, Ребикофф переезжает во Францию, в Канны, где приступает к  занятиям подводным плаванием и научным исследованиям под водой. Он создает первые подводные электронные вспышки, стереофотоаппараты и кинокамеры. Благодаря этому появилась возможность получения высококачественных подводных фотографий, что стало настоящим прорывом в методах подводного документирования.

Ребикофф в 1952 году изобрел первый в мире подводный скутер “Torpille”, а через год этот аппарат превратился в дистанционно управляемый необитаемый подводный аппарат “Poodle” (опять-таки, первый в мире). А в 1953 году появился первый образец подводного средства движения “Pegasus”, на котором впервые в мире были установлены гироскопические приборы. Этот аппарат был просто обречен на международный успех и стал прообразом для многих других подводных средств движения.

Вместе с профессором Ивановым, инженерами Леграном и Кувьером Ребикофф в те годы разрабатывает корректирующую линзу для подводной фотограммометрии.

В 1959 году чета Ребикофф переезжает в США. Здесь ученый работает главным инженером на фирмах “Loral”, “Chicago Bridge” и ряде других. Новые технологии послужили основой для продолжения разработок в области подводного телевидения и скоростных подводных фотоаппаратов, которые стали производится этими фирмами. Подводные средства движения “Pegasus” и необитаемые подводные аппараты “Sea-Inspector”, оснащенные фотоаппаратами и кинокамерами для подводной съемки, нашли широкое применение в нефтедобывающей промышленности, киноиндустрии, в Океанографическом комитете и, конечно, в военно-морском флоте США.

В 1980 году в Форте Лодердейл во Флориде Ребикофф основал некоммерческий Институт подводной технологии. Продукцию института стал представлять Иохим Якобсен, специалист, хорошо известный своими подводными фотографиями и киносъемками, сын близкого друга Дмитрия. Позднее, после ухода в 1991 году на пенсию Дмитрия и Ады Ребикофф-Нигеллер, он получил разрешение на создание “Фонда Ребикова-Нигеллер”. Можно считать, что создание фонда с таким именем является признанием огромного вклада Дмитрия Ребикофф в развитие океанографии и техники для подводных исследований.

Повторим еще раз, что “Pegasus”, по сути, первая крупная разработка конструктора в этой области, не предназначался для военного использования, однако идеи, заложенные в его конструкцию, накопленный при проектировании и эксплуатации опыт был явно использован при создании боевых аппаратов третьего поколения. 

 

2.2. Подводные средства движения классической компоновки. 

2.2.1. ПСД “R-1” югославского производства.

Фирма Brodosplit (Хорватия) была поставщиком оборудования для ВМС бывшей Югославии и для многих зарубежных заказчиков. Создаваемые средства подводных специальных операций были спроектированы в соответствии с югославской концепцией так называемой “партизанской” войны с вероятным противником в Адриатическом море, поэтому они имели ограниченную дальность и небольшую оперативную глубину погружения, а также относительно низкую стоимость. Предназначались эти ПСД для использования с подводных лодок (из торпедных аппаратов калибра 533 мм), со скоростных патрульных катеров, а также с импровизированных береговых станций).

Самая маленькая модель — одноместный аппарат R-1 — по своей схеме подобен миниатюрной торпеде; пилот размещается поверх корпуса. Такая схема налагает серьезные ограничения на дальность плавания (8,0 миль при скорости хода 2,5 узла) и затрудняет действия ночью в водах противника в связи с определенными психологическими ограничениями и трудностями подводной навигации.

Основным назначением R-1 была разведка; впрочем, был опыт успешного использования аппарата и в другой области. Во время конфликта в бывшей Югославии (ноябрь 1991 года) сербский патрульный катер типа “Mirna” получил значительные повреждения при поражении хорватской дистанционно управляемой торпедой, модифицированным образцом R-1 с системой радиоуправления.

Конструкция аппарата достаточно проста. Прочный цилиндрический корпус изготовлен из алюминиевого сплава, при этом носовая и кормовая части выполнены проницаемыми. Пилот, размещенный на хвостовой части корпуса, имевшей диаметр около 400 мм, защищен от набегающего потока козырьком из оргстекла, который при необходимости может опускаться (например, при загрузке в торпедный аппарат).

Энергосиловая установка ПСД включает в себя электродвигатель мощностью в 1 кВт, питаемый серебряно-цинковыми аккумуляторными батареями (напряжение 24 В). Гребной винт размещен в насадке для увеличения упора винта.

Под откидным козырьком в носовой части размещены навигационные приборы (гиромагнитный компас, гидролокатор, гидроакустический маяк-ответчик) и органы управления. Управление по курсу осуществляется при помощи вертикального руля, а по глубине – путем создания дифферентов кормовыми горизонтальными рулями.

Наличие складных горизонтальных плоскостей в средней части корпуса аппарата демонстрирует желание разработчиков увеличить несущие качества корпуса ПСД, оснащенного сравнительно маломощным электродвигателем.

R–1 может применяться как в морской, так и в пресной воде без дополнительной вывески. Есть информация, что на более поздних образцах аппарата все оборудование размещалось в герметичных контейнерах.

 

2.2.2. ПСД  R-2 югославского производства.

Аппарат R-2 “Формер” представляет собой двухместное ПСД “мокрого” типа для транспортировки двух боевых пловцов. В район боевых действий R-2 доставляется при помощи надводных судов, либо подлодок. ВМС, использующие R-1, обычно в качестве дополнения используют и R-2. Отметим, что оба эти проекта имеют специфические ограничения – как созданные применительно к югославским требованиям, что приводит к серьезным проблемам для других пользователей. Впрочем, по некоторым данным, аппарат R-2 состоит на вооружении Швеции, Ливии, ряда стран СНГ.

Корпус ПСД выполнен из алюминиевого сплава, обладающего хорошими антикоррозионными свойствами. Всплытие и погружение осуществляется путем заполнения и продувания воздухом балластной цистерны (на рисунке – в средней части вблизи центра тяжести ПСД). Баллоны для хранения сжатого воздуха для продувания балластной цистерны расположены в кормовой части. В нижней части корпуса в нос от мидель-шпангоута расположены баллоны бортовой дыхательной системы. Имеются контейнеры для перевоза специального оборудования и снаряжения.

Оба члена экипажа располагаются в кабине сидя рядом друг с другом (по принципуавтомобиля). Кабина имеет большие подъемные фонари закрытия типа “крыло бабочки”, поэтому нередко возникают серьезные проблемы, связанные с безопасностью экипажа – аппарат не может действовать при открытых фонарях кабины.

ПСД имеет уравнительную систему для компенсации влияния переменных грузов и изменения плотности морской воды по глубине и в зависимости от района применения аппарата.

Энергосиловая установка включает в себя одновальный электродвигатель и ампульную батарею напряжением 24 В. R-2 может снаряжаться батареями двух типов: свинцово-кислотными (предположительно, для существующей “гражданской” версии ПСД) и серебряно-цинковыми (предположительно, для “военной” версии ПСД). Емкость батарей составляет соответственно 192 и 310 А´ч .

Навигационное оборудование R-2 включает в себя следующий комплект приборов:

  • гиромагнитный компас авиационного типа.
  • магнитный компас.
  • глубиномер с диапазоном 0-100 м.
  • гидроакустическую станцию
  • гидроакустический маяк-ответчик.
  • 2 поисковых прожектора.

Управление R-2 по глубине и курсу осуществляется при помощи кормовых горизонтальных и вертикальных рулей, управляемых единой рукояткой (ЕРУ).

 

2.2.3. Аппарат «Марлин» (Франция).

Французское подводное средство движения “Марлин” существует в двух модификациях – одно- и двухместной. В первой модификации пилот располагается в ПСД, лежа на торпедообразном корпусе, в котором размещены энергосиловая установка и навигационное оборудование. В носовой части конструкции установлен прозрачный обтекатель, обеспечивающий защиту от набегающего потока воды и наблюдение при движении. Во второй, двухместной, модификации корпус имеет большую длину; второй пилот располагается лежа позади первого внутри удлиненного обтекателя.

Энергосиловая установка ПСД включает в себя двухвальный соосный электродвигатель и никель-кадмиевую батарею. В состав навигационного оборудования входят гидролокатор вертикального и горизонтального наблюдения, магнитный компас, часы, индикатор напряжения батареи и режимов работы электродвигателя.

Исходя из опубликованных в прессе сведений, можно заключить, что оба аппарата созданы на базе электрической торпеды калибра 533 мм, при этом длины первой модификации составляет порядка 3.9 м, а второй – 6.2 м. Сухая масса первой модификации аппарата составляет 450 кг, а второй – 790 кг. Максимальная скорость хода – 6 и 5 узлов соответственно, при автономности на скорости 3 узла – 4 и 6 часов.

Сведенья о реальном использовании этих аппаратов в военно-морских силах Франции в прессе практически отсутствуют.

 

2.2.4. Подводные средства для специальных операций фирмы НАVAS(Франция).

Франция считается одним из ведущих европейских производителей средств проведения специальных подводных операций во многом благодаря фирме HAVAS. Фирмой разработан ряд различных моделей, отличающихся небольшими массогабаритными характеристиками и, как правило, имеющих герметичный отсек из стеклопластика для размещения никель-кадмиевых аккумуляторных батарей, приборов и устройств радиоэлектронного вооружения и системы управления.

Следует отметить, что для компенсации забортного давления на герметичном отсеке стоит специальная система (DPCS — Dynamic Pressure Compensation System), которая поддерживает давление внутри стеклопластикового отсека равным внешнему давлению воды, что и позволяет, разгрузив корпус отсека, создать систему малой массы. Кроме того, появляется возможность действия на больших глубинах (300 м), если имеется внешний источник создания внутри отсека соответствующего давления воздуха (автономный воздушный аккумулятор давления).

Наименьший образец из ряда, разработанного фирмой HAVAS — это аппарат TTV-2 рассчитанный на транспортировку двух человек, который может транспортироваться ПЛ и выпускаться через стандартные 533-мм торпедные аппараты. Существуют также системы Мк-5 (более старой по времени разработки, на двух человек, с раздвижными фонарями), Мк-8 и Мк-9 (несколько большие по габаритам, чем Мк-5, по форме напоминающие большую торпеду диаметром около 900 мм — на двух человек). Сообщается, что они имеют дальность 40морских миль и максимальную скорость 6,0 узлов. Обе эти модели оснащены большим количеством электронной аппаратуры, включая ГАС обнаружения препятствий CAS-300 и аппаратуру звукоподводной связи BIS-100.

Еще один представитель средств семейства фирмы HAVAS — Мк-10. Это “сухой”/“мокрый” аппарат, способный нести экипаж из 4-х чел. Определение “сухой”/“мокрый” подразумевает, что экипаж находится в сухом отделении, но подвергается воздействию внешнего давления благодаря системе компенсации внешнего давления аналогичной системе стоящей на аккумуляторном отсеке. Применение такой системы подразумевает те же периоды декомпрессии, что и обычном погружении, но при различных коэффициентах демпфирования компенсирующей системы можно увеличить скорость погружения/всплытия выше физиологического предела переносимости. Сведения о производстве системы Мк-10 в настоящее время отсутствуют.

Средства фирмы HAVAS находятся на вооружении ряда ВМС стран Южной Африки и Среднего Востока. В течение 1980-х годов точно неизвестное количество систем Мк-5 и TTVбыло продано по коммерческим каналам многим заказчикам для целей “туризма” и “научных исследований”.

 

2.2.5. Аппарат CE 2F /X60.

Итальянская фирма “Космос” (Ливорно), специализирующаяся на проектировании сверхмалых подводных лодок и подводных средств движения для специальных операций, создала семейство ПСД CE 2F /X30 – CE 2F /X60 – CE 2F /X100, имеющих одинаковую компоновку, сходную конструкцию и отличающихся только максимальной глубиной погружения и составом приборного обеспечения. Известно, что фирмой выпущено более 600 ПСД данного семейства. Они состоят на вооружении ВМС таких стран, как Греция, Египет, Пакистан, Индия, Филиппины, Южная Корея, Эквадор и Колумбия.

Рассмотрим “типичного представителя” этого семейства – аппарат CE 2F/X60, имеющий глубину погружения до 60 м.

Торпедообразный корпус имеет длину 7 метров, наибольшую ширину – 0.8 м, высоту – 1.5 м при водоизмещении около 2.4 т. Проницаемая кабина на два человека может быть закрыта двумя раздвижными фонарями-обтекателями. Прозрачные обтекатели защищают экипаж от набегающего потока во время движения, не изолируя его от окружающей среды. Такая схема позволила во время движения подключать экипаж к бортовой дыхательной системе, экономя тем самым дыхательную смесь в дыхательных аппаратах.

На переднем сидении в кабине размещается оператор, управляющий ПСД с помощью штурвала (по курсу и глубине погружения) и специального рычага (скорость и режимы движения). На приборной панели установлены навигационные приборы, которые позволяют управлять аппаратом в надводном и подводном положении, и днем, и ночью, в условиях плохой видимости. Навигационное оборудова­ние включает эхолот, счетчик пройденного пути (лаг) и приемник спутниковой системы GPS.

 

В качестве энергосиловой установки используется электродвигатель мощностью 5.5 л.с. с четырьмя режимами скорости хода “вперед” и двумя – “назад”, получающий питание от двух свинцово-кислотных батарей по 36 элементов в каждой.

Вооружение ПСД состоит из подрывных зарядов – одного массой 230 кг или двух по 110 кг каждый. Кроме того, на ПСД может быть размещен комплект диверсионных мин (например, 12 мин-присосок по 7 кг каждая). Отличительной особенностью аппарата является то, что вооружение располагается в специальном контейнера, размещаемом на внешней подвеске под днищем ПСД.

Наибольшая скорость хода ПСД составляет 4.5 узла; при экономическом ходе 3.3 узла дальность хода – 50.

Аппараты серии CE2F неоднократно модернизировались. Сообщается в частности, что в настоящее время на все выпускаемы ПСД устанавливается цифровая навигационная система, интегрированная с автопилотом.

По сообщениям зарубежной печати последняя модель, разработанная фирмой COSMOS, представляет собой полностью “сухое” средство, которое может быть использовано для более дли­тельных и глубоководных операций после выхо­да из корабля-носителя.

 

2.2.6. Американские ПСД серии «Минисаб» MK-I и Mk VIII.

…В конце 50-х годов в Глендоре, штат Калифорния, жил приехавший с американского севера механик и изобретатель Кальвин Гонгвер. Свое имя он вписал в историю уже тем, что, действуя исключительно по собственной инициативе, в неприспособленном помещении гаража с помощью своего коллеги-инженера Макробертса по­строил прототип ПСД, который впоследствии был принят на вооружение спецподразделений ВМС США. Этот аппарат, сделанный ради удовлетворения инженерного честолюбия своих создателей, предназначался для передвижения пловцов под водой и по своей конструктивной схеме больше напоминал самолет, чем подводный аппарат. Его горизонтальные рули были похожи на крылья, в движение он приводился двумя вращающимися в разные стороны винтами самолетного типа, а управ­ление этим аппаратом мало чем отличалось от пилотирования легкого самолета. Изобретение получило название Swimmers Propulsive Unit (SPU).

Прототип страдал всеми недостатками, присущими изделию кустарного производства. Однако своевременно узнавшему об этом чуде техники капитану первого ранга Фэйну, отвечавшего в ВМС США за создание подразделений боевых пловцов, оно понравилось с первого взгляда).

 

Поэтому Гонгвер и Макробертс продолжили свою конструктор­скую работу, на этот раз выполняя заказ уже министерства обороны США. Опять самостоятельно, опять в том же гараже они построили вторую модель судна SPU-2, а затем испытали его в опытном бассейне самолетостроительной компании “Aerojet”.

Эти испытания оказались настолько успешны­ми, что Фэйн, курировавший работы, немедленно организовал ходовые испытания аппарата на Гавайских островах, на учебной базе своего  подразделения. А здесь было где развернуться…

Испытания проводил летчик Гарольд Осборн, из­вестный своим лихачеством. Ас устроил SPU-2 всестороннюю про­верку “в подводном  полете”. Осборн проделал все фигуры высшего пилотажа, которые выполняют в воздухе: мертвую петлю, бочку, им­мельман, пикирование, перевернутый полет; в то же вре­мя он на предельной скорости обходил выступающие кораллы. По воспоминаниям Фейна, когда Осборн проносился мимо него  и его коллеги  Джонсона, опустившихся под воду для подводных съемок, “…создавалось полное впечатление, будто мимо пролетал реактивный самолет”.

В заключение испытаний SPU-2 продемонстрировали командующему подводными силами Тихооке­анского флота адмиралу Момсену), который дал новому аппарату высокую оценку. Это и определило дальнейшую судьбу “кустарной продукции”.

Под обозначением “Минисаб” MK-I аппарат поступил на вооружение подразделений боевых пловцов ВМС США и достаточно долго и успешно там эксплуатировался.

А в настоящее время силы специального назначения ВМС США в основном используют два основных типа средств доставки водо­лазов, наиболее совершенным из которых является носитель водолазов Mk VIII фирмы Unisys Corp. Этот аппарат, разработанный для скрытной доставки трех пар боевых пловцов, их снаряжения и груза, уже полностью заменил предшествовавшую ему четырехместную систему Mk VII.).

Новый аппарат был сконструирован в двух модификациях, различавшихся в первую очередь силовым набором. Силовая рама первой модификации, получившей обозначение Mk VIII Mod 0, была сварена из круглых труб и одновременно служила частью балластной системы. Затем, в ходе проведенной реконструкции, трубчатая рама была заменена рамой из алюминиевых профилей, которая стала значительно легче и прочней. При этом также улучшились условия размещения и монтажа бортовых систем и оборудования, упростилось техническое обслуживание и ремонт. Модификация получила обозначение Mk VIII Mod 1.

Внешний вид корпуса  второй модификации ничем не отличается от своего предшественника, однако высвободившиеся внутренние объемы удачно использованы для установки дополнительного современного оборудования и приборов, что значительно улучшило характеристики ПСД. Прежде всего, это коснулось навигационной системы и гидроакустической станции.

В аппарате применили новый подход к компоновке, который заключался в размещении оборудования в индивидуальных гермоконтейнерах и монтаже этих контейнеров на силовой раме внутри проницаемого корпуса.

Для питания гребного электродвигателя применена серебряно-цинковая аккумуляторная батарея. В ходе проведенных модернизаций аппарат получил новый, более экономичный гребной электродвигатель, что позволило увеличить скорость хода с 5 до 9 узлов и дальность плавания с 18 до 36 миль.

Для управления движением служат рулевая и балластная системы. В кормовой части аппарата установлены горизонтальные и вертикальные рули, в носовой – носовые горизонтальные; рули перемещаются пилотом за счет мускульных усилий с помощью специальной ручки управления.

Автоматизированная навигационная система построена на базе доплеровской гидроакустической станции, оснащенной микропроцессорным управлением. Навигационная система постоянно выдает плоту параметры движения аппарата (скорость, направление, расстояние, глубину и т.п.).

Усо­вершенствованная электроника ПСД включает также DS-2 – автоматическую систему наведения на лодку-носитель, включающую автопилот,  кодированный маломощный акустический маяк-ответ­чик и  высокочастотную ГАС обнаруже­ния мин и предупреждения столкновений с подводными препятствиями. Кроме того, все ПСД этого типа в настоящее время оснащаются специальным приемником системы GPS с всплы­вающей антенной (система “Mugr”), а каждое рабочее место водолаза оснащается специальным гнездом для подключения к интеркому (бортовому переговорному устройству).

По сообщениям прессы, в ВМФ США сегодня используется по меньшей мере 14 ПСД этого типа – по 7 аппаратов на каждую из двух группировок команды SEAL. Такая группировка состоит из трех взводов водолазов, непосредственно использующих Mk VIII, и двух взводов обслужива­ния прочных палубных контейнеров DDS (Dry Deck Shelter – буквально “сухое палубное убежище”) для Mk VIII, устанавливаемых на лодках-носителях.

Есть информация и о трех аппаратах Mk VIII, состоящих на вооружении  SBS – “Специальной лодочной службы” ВМС Великобритании – под наименованием Mk 8 mod. 1.

По мнению зарубежных экспертов, Mk VIII является наилуч­шим из когда-либо созданных ПСД, по комплексу тактико-технических характеристик  — дальности плавания, боевой нагрузке и электронно­му оборудованию. Стандартный экипаж из двух человек может быть допол­нен еще четырьмя водолазами, размещаемыми в двух отсеках, защищенных обтекателями; альтернативная боевая нагрузка (естественно, уменьшающая коли­чество транспортируемых водолазов) может вклю­чать большие подрывные заряды, такие, как Mk 5LAM (Limpet Assembly Modular) или UDC (Underwater Demolition Charge). Добавим, что английский ва­риант модифицирован, чтобы иметь возможность транспортировать в кормовом отсеке специальный “пузырьковый заряд” (Bubble Charge).

ПСД Mk VIII может транс­портироваться надводными кораблями (как боевыми, так и модифи­цированными торговыми) или тяжелыми вертолетами СН-53 и СН-47, но наиболее час­тым их носителем являются атомные подводные лодки. При этом упоминавшиеся выше палубные контейнеры DDS служат для размещения аппаратов на борту лодок, а также выпуска-приема ПСД и боевых пловцов в подводном положении. Остановимся на их конструкции чуть более подробно.

Контейнеры DDS длиной 11.6 м, диаметром 2.75 м и водоизмещением около 30 тонн были разработаны фирмой General Dynamics Electric Boat Division в конце 70-х годов прошлого века. Корпус контейнера выполнен из высокопрочной конструкционной стали марки HY-80 и разделен на три герметичных отсека. Каждый из отсеков рассчитан на воздействие наружного давления, соответствующего погружению на глубину не менее 40 м.

Передний сферический отсек представляет собой декомпрессионную камеру, используемую для прохождения декомпрессии и лечения пострадавших водолазов. Средний сферический отсек используется в качестве шлюза при выпуске-приеме водолазов в подводном положении. Кормовой отсек с эллиптическим днищем представляет собой ангар для размещения ПСД и снаряжения боевых пловцов (либо для транспортирования специальных грузов и дополнительного оборудования). При необходимости в отсеке, освобожденном от транспортируемого аппарата, размещаются до 20 боевых пловцов. Выпуск-прием ПСД в подводном положении осуществляется с помощью специальных лебедок командой водолазов взвода обеспечения.

Сущность переоборудования обычной ПЛ в лодку-носитель DDS заключается в монтаже специальных ложементов, изменении воздушной системы и прорезании в прочном корпусе ПЛ люка для свободного сообщения гермообъемов ПЛ и DDS. Шлюзовое устройство позволяет водолазам покидать контейнер вместе с ПСД или без него, а также возвращаться на подводную лодку после выполнения операции.

Конструкция DDS позволяет перевозить его военно-транспортной авиацией, при этом суммарное время монтажа на модифицированную подводную лодку не превышает 12 часов.

Первый серийный образец DDS был построен в 1982 году, а в период между 1987 –1991 были построены еще пять экземпляров. По мнению специалистов они должны находится в эксплуатации как минимум до 2020 года.

В настоящее время пять АПЛ типа “Sturgeon” и две переоборудованные АПЛ – бывшие носители баллистических ракет используются в ВМФ США в качестве лодок-носителей. Лодки типа “Sturgeon” несут один контейнер DDS, бывшие ПЛАРБ – два. Каждый “Sturgeon” может транспортировать один аппарата Mk VIII или группу из 40 боевых пловцов. В прессе сообщается, что бывшие ПЛАРБ могут дополни­тельно перевозить до 180 боевых пловцов в тех отсеках, где ранее размещались ракетные шахты.

 

  1. Подводные средства движения перспективных компоновок.

3.1. Западногерманское ПСД «Орка».

Аппарат “Орка” разработан фирмой “Abeking&Rasmussen” по заказу бременской компании “STN Atlas Elektronik” для нужд подразделений специального назначения ВМС ФРГ. Аппарат полным водоизмещением 28 т создан на базе конструктивно-технологических решений, примененных при разработке подводного аппарата “Нарвал”. Веретенообразный корпус, легко разбираемый на 4 модуля для упрощения технического обслуживания и транспортировки, имеет длину 13.27 м и наибольший диаметр 2.1 м. Он  изготовлен из немагнитной стали, аналогичной той, которая идет на корпуса тральщиков германского флота.

Аппарат специально разработан для проведения специальных операций в прибрежной зоне на глубинах до 100 м и обеспечивает скрытность при применении противником средств визуального обнаружения и различных сенсоров. ПСД обладает исключительно низким уровнем собственных физических полей (акустических и магнитных). Сообщается, что аппарат также может успешно использоваться для противоминной борьбы, разведки берега  и целеуказания.

Аппарат выполнен по “сухой” схеме и имеет в средней части корпуса шлюзовое устройство для выпуска-приема водолазов в подводном положении. Особенностью конструкции шлюза является возможность входа-выхода не только вниз, под аппарат, но и вверх. Для этого на шлюзе установлено специальное устройство безпузырькового шлюзования.

ПСД оснащено телескопическим (из пяти секций) выдвижным устройством, несущим панорамную и телескопическую цветные видеокамеры, КВ и УКВ радиоантенны, антенну приемника системы спутниковой навигации. На корпусе аппарата в районе форштевня установлена еще одна телевизионная камера наблюдения. Там же установлена антенна гидроакустической станции с дальностью эффективного действия до 200 метров.

Дальность хода аппарата составляет 150 морских миль, в зависимости от поставленных задач, глубины хода и массы полезного груза. Экипаж состоит из 5 человек, включая пилота, суммарная масса доставляемого полезного груза – 250 кг. Аппарат может действовать автономно в течение нескольких суток, причем на его борту имеются средства аварийного жизнеобеспечения еще на 96 часов. Средства связи, установленные на борту ПСД включают КВ и УКВ радиостанции, станцию звукоподводной связи, бортовое переговорное устройство, что позволяет корректировать планы проведения операции непосредственно на маршруте следования в заданный район.

ПСД отличается высокой маневренностью, в том числе и на малых скоростях хода. Максимальная скорость подводного хода составляет 5 узлов. Аппарат приводится в движение за счет работы двух электромоторов на постоянных магнитах, вращающих общий вал и управляемых микропроцессорным устройством. Питание гребных электродвигателей обеспечивается двумя независимыми группами аккумуляторов. Профиль лопастей винта построен с учетом необходимости снижения шумности.

Регулирование плавучести аппарата осуществляется балластной системой, а управление по курсу и глубине – с помощью высокоэффективных рулей, установленных в кормовой части корпуса. Перекладка рулей производится сервомоторами электродистанционной системы управления. Для улучшения управляемости по глубине имеется дополнительный двигатель вертикального перемещения. В системе управления установлен автопилот, автоматически стабилизирующий движение аппарата по курсу и глубине. В автопилоте реализована трехмерная модель управления аппарата по курсу и глубине, позволяющая производить компьютерный анализ элементов движения ПСД. Информация для бортового компьютера поступает от датчиков инерциальной системы, приемника системы GPS, доплеровской ГАС, гидроакустических маяков-ответчиков.

Система управления допускает следующие режимы работы:

  • Ручное управление.
  • Автоматическое следование по заданному маршруту.
  • Автоматический возврат в точку старта.
  • Имитация движения аппарата (для обучения и тренировки экипажа).

В литературе есть сообщения только об одном экземпляре “Орки”, в настоящее время находящемся в эксплуатации в германском ВМФ.

 

3.2. Подводное средство ВМС США ASDS.

ASDS представляет собой боевой обитаемый подводный аппарат “сухого” типа, обладающий автономностью, дальностью хода, скоростью, грузоподъемностью и другими характеристиками, обеспечивающими ему возможность выполнять специальные операции в самых неблагоприятных условиях.

Водоизмещение аппарата составляет 55 тонн, длина – около 20 м, ширина – 2.1 м, высота – 2.55 м. Данные о дальности и скорости хода ПСД, естественно, являются закрытой информацией, но в печати сообщалось, что он может плавать со скоростью до 8 узлов  на дистанцию не менее 125 миль.

Управление аппаратом осуществляется пилотом (офицером-подводником ВМС США)  и штурманом из состава спецподразделения. Кроме них, на борту могут находиться от 8 до 16 боевых пловцов в зависимости от их снаряжения и состава специальных грузов. Прием-выпуск пловцов осуществляется через шлюзовую камеру, расположенную в полу сухого отсека аппарата. Сообщается, что это же шлюзовое устройство может стыковаться с палубным люком подводной лодки-носителя, что позволяет использовать аппарат в качестве глубоководного спасательного средства.

Энергосиловая установка ПСД состоит из электрического мотора (мощностью на валу 65 л.с.) и серебряно-цинковой аккумуляторной батареи. В состав бортового приборного комплекса входят аппаратура связи, аппаратура спутниковой навигации, гидроакустическая станция обнаружения естественных и искусственных препятствий по курсу, гидроакустическая станция бокового обзора для подводного картографирования и поиска и обнаружения мин, а также перископ.

Аппарат был адаптирован к новому классу американских многоцелевых атомных подводных лодок “New Attack Submarine”. В свою очередь, лодки этого проекта создавались с учетом возможности применения силами специальных операций. Для этого помещения лодки были увеличены для возможности размещения боевых пловцов и их снаряжения, а также были установлены 9-местные шлюзовые устройства для выпуска-приема пловцов  в подводном положении.

По мнению американских экспертов, будучи оборудованы устройствами DDS для работы с ASDS, эти подводные лодки превратятся в идеальное средство быстрой и скрытной доставки боевых пловцов в любую точку мирового океана. Кроме того, сообщается, что ASDS специально приспособлен для транспортировки по воздуху на борту военно-транспортных самолетов С-5 и С-17, что еще больше увеличивает оперативную зону его применения.

Первый аппарат серии ASDS был построен в 1997 году, а испытан через год (в 1998финансовом году). Первым носителем аппарата стала подводная лодка “Los Angeles” (SSN-688), которая прошла соответствующую модернизацию. Следующими носителями должны стать подводная лодка “Seawolf” (SSN-21) и подводная лодка “Greeneville” класса NSSN. Последняя будет использоваться и для спасения аварийных подводных лодок, одновременно являясь испытательной платформой ASDS на Тихом океане.

К созданию аппарата ASDS были привлечены многие фирмы и предприятия. В частности, с фирмой  Alliant Techsystems/Valence Technology было подписано соглашение о замене штатных серебряно-цинковых батарей на трех типах подводных аппаратов (мишени Мк-30, ПСД Мк-8 и ASDS) на литиево-ионно-полимерные батареи, которые обеспечивают рост количества циклов заряда-разряда более чем в 10 раз.  Этот контракт, по оценке американских специалистов, позволит ежегодно экономить более $5’000’000 из-за отсутствия необходимости обслуживания аккумуляторных батарей и их замены каждые 12-18 месяцев.

Другая фирма – Draper Laboratories разработала и изготовила интегрированную систему управления и отображения информации, навигационную систему, датчики и дисплеи, а также микропроцессор автопилота и программное обеспечение ко всему электронному оборудованию ПСД.

Таким образом, ASDS как нельзя лучше подходит для выполнения специальных задач на море, где важное значение имеет скрытная доставка и эвакуация личного состава подразделений спецназначения, особенно в сложных природных условиях).

  • – еще раз подчеркнем, что нами сознательно оставлены без внимания такие средства передвижения под водой, как буксировщики водолазов, которых в рассматриваемый период времени было создано множество. Этому интересному классу технических средств освоения глубин мы намерены посвятить отдельную книгу.
  • – не правда ли, совершенно непривычное сочетание звании и хорошо знакомого имени?
  • – нами использованы материалы Фонда Ребикофф-Нигеллер
  • – благодаря таким особенностям эти системы югославского производства часто исполняли роль “агрессора” при обучении методам защиты гаваней от подводных диверсантов.
  • – как водится, и тут не обошлось без неприятностей – во время пробных испытаний кустарного чуда в специ­альном бассейне произошла авария, и будущий отец морского спецназа США едва не погиб.
  • – кстати, изобретателю индивидуального спасательного дыхательного аппарата – аналога английского DSEA и названного его именем.
  • – между моделями MK-I и MK-VIII на вооружении ВМС США стояли аппараты представлявшие собой последовательное развитие первой версии “Минисаба” (MK-VIII мы рассматриваем как наиболее яркого представителя этого семейства после первого аппарата MK-I).
  • – по мнению западных “коллег”. Мы бы осторожно относились к подобным утверждениям, особенно, если учесть, что в реальной эксплуатации до сих пор находится только один работоспособный аппарат. Добавим, что в боевых условиях такое количество сложных систем явно не повышает надежности.
Читайте далее:
Клуб "Балтика"